Вытрезвителей в стране остается все меньше, хотя количество их потенциальных клиентов не сокращается.
Фото Reuters
Свердловская борьба с алкоголизмом закончилась одновременно с сытыми годами – на Урале всегда пили много, а столкнувшись с проблемами, вернулись к старым традициям. Власти пока не знают, как решить эту проблему, а усилий общественных организаций на серьезную борьбу не хватает. В итоге выполнения федеральных задумок ожидают от нового губернатора Александра Мишарина, на котором повис большой груз социальных ожиданий.
Официальная статистика утверждает, что каждый сотый житель Свердловской области зависим от алкоголя, но местные наркологи признают, что проблема намного острее. Ее масштаб оценили в 2004 году, когда сразу в нескольких городах с отравлениями были госпитализированы десятки свердловчан. Выяснилось, что они отравились спиртосодержащей смесью «Хелиос», использующейся при обработке помещений в тубдиспансерах, но продававшейся даже в киосках «Роспечати». Несколько человек скончались, и прежний премьер Алексей Воробьев выступил с обращением к жителям области, попросив их прекратить пить убийственные напитки.
Тогда вал отравлений удалось остановить, а рост доходов населения в металлургической Свердловской области радовал чиновников своими последствиями: продажи крепкого алкоголя сокращались, а вина – росли. Но все изменилось, когда на мировых рынках упали цены на металл, а на заводах начались сокращения: региональный Минторг зафиксировал рост продаж водки и быстрое падение продаж вина. По итогам 2009 года продажи алкоголя сократились на 20%. В общественной организации «Трезвый Екатеринбург» уточняют: сократились доходы от продаж, тогда как в декалитрах они, напротив, выросли.
«Обедневшее население не стало меньше пить, а стало покупать более дешевый и, следовательно, менее качественный алкоголь, – говорится в отчете «Трезвого Екатеринбурга». – В магазинах сейчас не редкость водка по 45–50 рублей за пол-литровую бутылку, ввезенная с Северного Кавказа. «Откликнулись» и фармацевты с аптекарями. В области с осени 2008 года наблюдается вторая волна «аптечного алкоголизма». Пальму первенства надежно удерживает «Асептолин» из Московской области. Окрестности аптек теперь завалены пробками и пустыми флаконами от этого «антисептика». Его пьют даже подростки, запивая сладкой газировкой». Установление минимальной стоимости бутылки водки с 1 января результата не дало – первые же проверки магазинов Екатеринбурга обнаружили маркетинговую находку: покупая бутылку за 89 руб., вторую можно получить бесплатно.
Даже в такой ситуации крупных пропагандистских акций по борьбе с алкоголизмом власти не вели и не ведут. Отчасти это связано с негативным опытом, возникшим тогда же, когда шла борьба с «Хелиосом». Администрация Каменска-Уральского ввела запрет на продажу алкоголя в ночное время, но вскоре это постановление было отменено – прокуратура признала инициативу местных властей незаконной, указав, что подобные решения возможны только на региональном уровне. Но запрет на всю область никто не ввел: региональный Минторг проводил общественные слушания, не давшие никакого результата. Премьер Алексей Воробьев опасался, что запрет на официальные продажи ночью приведет к всплеску продажи суррогатов, а поводов для новых обращений к свердловчанам председатель правительства пытался избежать. Прежний же губернатор Эдуард Россель считал вопрос употребления алкоголя вопросом культуры, которую можно только воспитывать. Сам он прекратил поднимать бокалы даже на официальных мероприятиях.
Теперь реализации новых федеральных программ ждут от Александра Мишарина. После смены власти оживились даже местные политики – единороссы уже объявили, что проведут через Законодательное собрание региона поправки, запрещающие продажу алкоголя в ночное время. Одновременно будет сделано обращение в Госдуму с предложением приравнять пиво к алкоголю.
Екатеринбург