На мой взгляд, общественное внимание, уделенное докладу ИнСоРа, чрезмерно. А версия о том, что скандал между Сергеем Мироновым и «Единой Россией» ставил своей целью отвлечь внимание от этого доклада, и вовсе не выдерживает критики. Игорь Юргенс и Евгений Гонтмахер не являются властителями дум широких слоев населения. Впрочем, они, очевидно, и не стремятся к этой цели. Доклад, по моему ощущению, пронизан духом «прогрессорства» (на что, собственно, указывают и цитаты из Стругацких) – социальной инженерии, направляемой инициативным меньшинством.
Собственно, именно эта амбиция и представляется мне трудно реализуемой. Лично я сторонник возвращения к выборности губернаторов и членов Совета Федерации, выборам в Госдуму по одномандатным округам и расширению прав органов местного самоуправления. Однако очевидно, что в этих условиях гарантировать наличие двух доминирующих партий (право- и левоцентристской), описанных в докладе, практически невозможно. Напомню, что все попытки создания двух крыльев партии власти в постсоветской России были неудачными.
Кроме того, если уж за ИнСоРом закрепился ореол президентской фабрики мысли, то идеи, продвигаемые им, должны хоть как-то сочетаться с практической деятельностью Дмитрия Медведева. Поскольку речь идет о фактическом возврате к ельцинской политической модели, то нельзя забывать, что Медведев как глава администрации президента и вице-премьер был одним из активных участников демонтажа этой системы. А значит, нужно как минимум объяснить, зачем это делалось и почему сейчас необходимо от этого результата отказаться.
Еще более серьезные вопросы возникают к видению внешней политики авторами документа. Дмитрий Медведев выступил с идеей новой системы европейской безопасности. Более того, ИнСоР по этому поводу подготовил, на мой взгляд, весьма интересный документ. Но в новом тексте система европейской безопасности и Хельсинки-2 упоминаются мимоходом, однако в видении будущего авторов доклада Россия становится членом НАТО. И тут уже у меня возникает вопрос: а другие государства СНГ? Они как – до России войдут в НАТО? Или уже потом, терпеливо дождавшись, пока массивный старший брат пройдет в гостеприимно распахнутую дверь? Где место в этой новой расстановке сил Украины, Грузии, Белоруссии, Молдовы? А это вовсе не праздные вопросы, особенно на фоне только что завершившегося временной передышкой противостояния по поводу втягивания Украины и Грузии в НАТО.
Можно продолжать и дальше. В частности, считаю, что для России актуальна задача новой индустриализации, а отнюдь не постиндустриального развития.
Но главное все же в другом. Доклад ИнСоРа был бы вполне удачным проектом программы для оппозиционной праволиберальной партии, например, для «Правого дела». Но он вряд ли может служить руководством к действию для российского правящего класса и его руководителя в лице президента. В докладе нет главного – апелляции к конкретным элитным и протоэлитным группам и слоям населения.