Два с половиной года назад начала действовать программа государственной поддержки соотечественников, желающих переселиться в Россию. Хотя иммигрантам предложили бесплатный проезд к новому месту жительства, подъемные, работу и жилье, волна переселенцев в Россию не хлынула. О том, чем не устроила переселенцев программа и нужна ли она соотечественникам, корреспонденту «НГ» Петру Мордасову рассказала председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова.
– Лидия Ивановна, в разное время говорилось о разном числе соотечественников, которые могут воспользоваться программой содействия добровольному переселению соотечественников. Речь шла и о миллионах, и о сотнях тысяч потенциальных переселенцев. Сколько, по вашим данным, их уже прибыло в Россию и как в этом им помогла программа?
– Про миллионы соотечественников еще до начала программы говорил Владимир Путин в 2004 году в Казахстане. Он сказал, что России, чтобы снова стать великой державой, надо принять примерно 50 миллионов соотечественников. Эту фразу потом по-разному и чиновники, и СМИ интерпретировали. Но ранее, в 2002 году, был принят закон о гражданстве, репрессивный, который считал всех наших соотечественников де-юре иностранцами, такими же, как мигранты из Африки, допустим. Лишь после препирательств в закон внесли поправку об упрощенном получении гражданства для соотечественников. С учетом этого репрессивного закона о гражданстве 22 июня 2007 года была принята программа добровольного переселения. Я не напрасно говорю о законе о гражданстве, поскольку идея этой программы в том, что в России будут принимать только тех, кто ей нужен. То есть оставляется такая узенькая щель, через которую можно «проникнуть» в страну. Но если по закону получение гражданства могло растянуться на 7 лет, то в программе заявляли: всего три месяца – и ты получаешь гражданство РФ. Это была главная приманка программы добровольного переселения. По ней предполагается, что за три года в Россию приедут 300 тысяч человек. На сегодняшний день показатели провальные – прибыло всего 17 тысяч. Еще несколько десятков тысяч, как говорят в ФМС, подали заявления, но это не значит, что всех их надо ждать к нам.
– С чем связан провал программы?
– Программа была заведомо обречена на неудачу, и тут множество причин. Некоторые говорят, что она запоздала, надо было раньше ее проводить, когда только что развалился Советский Союз. Но я часто бываю в странах СНГ и знаю, что очень много русскоязычных людей, особенно в Казахстане, например, сидят на чемоданах и хотели бы переехать в Россию. Но программа в том виде, как она появилась в 2007 году, – гулаговская. Это связано с тремя факторами. Во-первых, число пилотных регионов ограничивалось – их было всего 12. Во-вторых, желающие приехать в Россию были жестко привязаны к рабочим местам, а места были обычно такие, на которых местные жители не хотят работать. И, в-третьих, конечно, не был решен квартирный вопрос. Местным властям, как правило, своих жителей некуда селить, что говорить о приезжих.
– Нужно ли продолжать действие программы и будет ли она изменена с учетом недостатков первой версии?
– Программа, конечно, должна быть продлена. Сама мысль о том, что Россия не забыла про своих соотечественников, важна для тех, кто ищет пути на родину из-за того, что детям невозможно получить на русском языке хорошее образование, найти работу и реализовать себя. В подготовке измененной программы участвуют три министерства – ФМС, Минрегионразвития и МИД. Федеральной миграционной службой подготовлен очень важный указ, по которому в программу включают соотечественников, постоянно или временно проживающих на территории России, а таких немало. Раньше получить свидетельство участника госпрограммы можно было только за рубежом, но теперь переселенец, давно живущий, например, в каком-то крупном городе центральной России, может соблазниться льготами, предоставленными в Сибири или на Дальнем Востоке, и отправиться туда. Кроме того, Минрегионразвития сейчас готовит новый указ о том, что, во-первых, программа продлевается сверх 2012 года, во-вторых, расширяется на все регионы России, в-третьих, что самое главное, уже не будет прежней привязки переселенца к рабочему месту. Проблему же с жильем решить вряд ли удастся. Но нужно понимать, что люди больше хотят свободы выбора. Нужно дать им возможность ехать туда, где у них родственники, где есть хорошая работа. Это соотечественникам дороже, чем какая-то хрущоба, которую им могли бы обещать в регионе.