Изучая графики присутствия в информационном поле первых лиц государства, представленные информационно-аналитической системой «Медиалогия», можно отметить несколько любопытных закономерностей, проявившихся к концу прошлого года.
Первое, что бросается в глаза: резкий рост этого самого присутствия. Цифры впечатляют: если в январе 2009-го президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин упоминались соответственно 20 и 24 тыс. раз, то в декабре – уже 47 и 39 тыс. Это обстоятельство может свидетельствовать сразу о нескольких тенденциях и в политике, и в СМИ.
Прежде всего следует учесть, что основная масса подобных сюжетов – официоз, который «потребляется» электоратом во все увеличивающихся дозах. С одной стороны, раздвоение вертикали власти требует от руководства каналов соблюдать неписаный закон равномерного присутствия на экранах президента и премьера. Это же касается и государственных СМИ. Ответственный секретарь крупного федерального издания однажды признался корреспонденту «НГ»: «Если мы даем Медведева, то обязательно на той же полосе – Путина тоже».
С другой стороны, показательно, что за каждым заметным шагом одного из руководителей следует не менее впечатляющий жест второго. По мнению экспертов «НГ», увеличение числа сюжетов говорит не столько о желании самих членов тандема чаще появиться на экранах, сколько об усилении активности представителей элит, стоящих за спинами первых лиц.
Для того чтобы проверить эти ощущения, достаточно отметить совсем незначительные изломы линий присутствия в СМИ Медведева и Путина (см. график 1). Можно предположить, что с приближением кампании-2012 эти пологие склоны сменятся едва ли не вертикалями.
Создается впечатление, что остальные политические сюжеты просто вымываются с экранов ТВ и со страниц бумажной прессы, уступая место описанию визитов и выжимкам из выступлений глав государства и правительства. А ведь и правда, с трудом можно вспомнить, к примеру, последнее обращение госканалов к партийной тематике. Разве что времена парламентских выборов... Исключение сегодня составляют встречи партийцев с президентом и премьером. Обычно гражданам показывают, как лидер страны идет по дорожке загородной резиденции в окружении четырех партбоссов. Каждый из которых, чувствуется, строго следит за интервалами между собой и президентом (премьером). Чтобы политический конкурент, не дай бог, не оказался ближе «к телу», чем он сам. Субботний репортаж из Завидово, где Дмитрий Медведев встречался в преддверии Госсовета с Вячеславом Володиным, Геннадием Зюгановым, Владимиром Жириновским и Сергеем Мироновым, – образец сложившегося и доведенного до совершенства жанра.
Эта ситуация демонстрирует серьезное заболевание парламентаризма, поскольку медведевско-путинское соревнование за эфир и души электората протекает как бы в безвоздушном пространстве, не опираясь на серьезную межпартийную борьбу, рождающую влиятельных оппонентов власти. Внутри тандема никакого оппонирования не отмечается: по сущностным проблемам Дмитрий Медведев всегда поддерживает Владимира Путина, и наоборот. Согласие это достигло такой степени совершенства, что стало даже основой для новогоднего мультика, в котором впервые – и очень смешно! – обыгрывается слаженность (на фоне легких и вполне добродушных «подколок») президента и премьера.
Между тем нельзя не заметить значительного разрыва, который наметился к концу года в индексах информационного благоприятствования (ИИБ) первых лиц (см. график 2). У Медведева он в ноябре равен был почти 120, у Путина только 60. Очевидно, эта ситуация всерьез обеспокоила модераторов процесса, и в декабре рост ИИБ президента полностью прекратился, а показатели премьера вдруг резко подскочили, достигнув отметки 80.
Изучая сюжеты, убеждаешься в стойкости ранее проявившихся тенденций. Например, Владимир Путин и в начале прошлого года, и в его конце демонстрирует большой интерес к внешнеполитическим вопросам. Его международная активность, явно выходящая за строго премьерские рамки, вместе с его прямыми высказываниями в основном и стала основанием для предположений относительно перспектив кампании-2012.
Напомним только некоторые вехи его участия в крупных международных мероприятиях. А также и не слишком крупных, но значимых – в указанном контексте.
Январь 2009-го. Давос (провел там два дня), Германия (получил саксонский Орден благодарности). Тогда же подписал с премьером Украины Юлией Тимошенко десятилетний контракт на поставку газа, разрешив самый беспокоящий Европу конфликт. Март 2009-го: премьер принимает коллегу из Венгрии, который де-факто является главой государства. Июль: Американский президент Барак Обама завтракает с Путиным в его резиденции «Ново-Огарево». Сентябрь: Путин в Гданьске участвует в мероприятиях, посвященных началу Второй мировой войны.
Информационный всплеск в конце декабря связан, разумеется, с прямой линией ныне главы правительства. На первый взгляд если сохранится предновогодняя динамика обеих рейтингов, то в ближайшее время можно будет ожидать еще более резкого сближения показателей президента и премьера. Однако в 2009 еще ни разу Путину не удавалось догнать Медведева в СМИ.
Между тем присутствие тандема на телеканалах, если не обращать внимания на расхождение в цифрах, не слишком изменилось – ни тематически, ни образно. По-прежнему это сугубый официоз. По-прежнему – ничего личного, только государственные дела. Исключение было сделано лишь под Новый год, когда Путин и Медведев катались на горных лыжах. В конце прогулки, напомним, Медведев вез на снегоходе Путина. Премьер был в шлеме, президент – в шапочке. И – за рулем. Казалось, именно он выбирает маршрут.