Эдуард Россель ощутил всю силу экономического кризиса.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Свердловскую область впору называть монорегионом – новый губернатор Александр Мишарин в один из первых же дней работы признался: «Выезжаешь за пределы Екатеринбурга, и, в какой город ни приедешь, любой можно назвать моногородом». Для такой оценки есть все основания: около 2 млн. свердловчан проживают в городах, зависящих от одного предприятия, при том что всего в регионе – 4,5 млн. человек. Выбор работы у свердловчан небольшой: градообразующие предприятия относятся либо к машиностроительному комплексу, либо к металлургии.
Министерство экономики Свердловской области регулярно предоставляет информацию о зависимости бюджета региона от этих гигантов. С начала нулевых и до сих пор металлургия давала 52% от всех сборов налога на прибыль, машиностроение занимало второе место с показателями около 20%. И получалось, что более 70% бюджета обеспечивали два десятка предприятий: Нижнетагильский металлургический комбинат и Качканарский ГОК «ЕвразХолдинг», мировой лидер в производстве титана Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Синарский и Северский трубные заводы Трубной меткомпании, комбинаты медной УГМК, гиганты алюминиевого РУСАЛа, оборонный государственный Уралвагонзавод (УВЗ) и тому подобные промышленные монстры.
После падения год назад цен на металлы ситуация на заводах резко ухудшилась. «По нам удар пришелся сильнее всего», – с горечью признавал прежний губернатор Эдуард Россель, последние восемь лет призывавший диверсифицировать экономику, но так и не услышанный ни собственными чиновниками, ни главами финансово-промышленных групп. С началом кризиса о диверсификации забыли совсем – на всех заводах сократились рабочие недели, часть людей была выведена за штат. Спустя год ситуация понемногу улучшается: официально роста безработицы нет. Министр экономики области Михаил Максимов говорит, что количество безработных держится на уровне 80 тыс. человек.
Только у этого показателя есть свои объяснения. Эдуард Россель запретил проводить массовые сокращения, считая более правильным сохранять людей на заводах, пусть и с мизерными окладами. Александр Мишарин теперь признает – это отразилось на других статистических данных: средняя зарплата в области ниже среднероссийского показателя. Но и разрешать увольнения никто не собирается: в правительстве считают, что в целом ситуация стабильная и заводы смогут прожить до начала роста цен на металл.
Все внимание власти поэтому приковано к отдельным моногородам. Прежде всего к Нижнему Тагилу – второму по численности городу области (374 тыс. человек), жизнь которого зависит от меткомбината и УВЗ. Дела на последнем настолько плохи, что, когда Минрегион РФ только начинал верстать программу поддержки моногородов, Тагил сразу попал в нее вместе с Пикалевом и Тольятти. Куратор данного направления в министерстве Юрий Осинцев рассказал «НГ», что ни у кого не было сомнений в том, что Тагилу надо помогать. «И уже потом мы стали добавлять другие свердловские города. Например, Асбест», – признался чиновник.
На особое отношение к Тагилу указывает и недавний визит в город премьера Владимира Путина, посетившего УВЗ. Предприятие, выпускающее танки, а также вагоны для РЖД, в начале года осталось без заказов и было вынуждено отправить по домам 25 тыс. сотрудников из 36-тысячного штата. К настоящему моменту без работы сидят 6 тыс. человек, но когда они выйдут, так и остается неизвестным: УВЗ получил оборонный заказ, выпускает цистерны, но достичь соглашения с основным своим клиентом – Российскими железными дорогами – до сих пор не может. Президент РЖД Владимир Якунин, например, не приехал на совещание, проводившееся в Тагиле под председательством Владимира Путина.
Заместитель мэра Нижнего Тагила Юрий Кузнецов заверил «НГ», что ситуация в городе будет стабильной. В позиции власти изменилось многое: год назад в моногородах жаловались на отсутствие средств и видели будущее исключительно в темных тонах, спустя 12 месяцев говорят лишь о том, как совсем скоро будет хорошо. Во-первых, потому что область и муниципалитет нашли общий язык (мэр Валентина Исаева выиграла выборы, обойдя ставленника Эдуарда Росселя). Во-вторых, избежать бунтов и волнений, за которые наказывает Кремль, можно, только достигнув какого-то результата. В плане, который подготовили городские власти, – за шесть лет реализовать 25 проектов на сумму 230 млрд. руб., которые создадут 37 тыс. рабочих мест, а доходы горбюджета увеличат на 41%. В списке есть обновление производства котельно-радиаторного завода, создание химического кластера, Уральского инновационного индустриального парка┘
Впрочем, главное изменение настроений в моногородах связано не с проектами властей, а со сменой риторики федеральных руководителей. Еще год назад Минпром РФ допускал возможность постепенного уничтожения моногородов, приводя примеры из прошлого США. Теперь об этом не идет и речи. Добились этого сами горожане, показав, что никакие трудности не заставят их уехать: из 6 тыс. рабочих УВЗ, сидящих дома уже восьмой месяц, единицы согласились переехать в другие города, где есть работа по их профилю.
Екатеринбург