Партстроительство и полвека назад нуждалось в одобрении сверху. Октябрь 1961 года, XXII съезд КПСС.
Фото РИА Новости
История повторяется. Межпартийная борьба за власть, и не просто власть, а власть государственную, вновь будоражит страну и, как в начале прошлого столетия, может привести к обострению социальной напряженности с непредсказуемыми последствиями.
Уроки истории – не впрок
Предается забвению подтвержденная практикой характеристика выдающимися мыслителями и государственными деятелями природы политических партий как антипода демократии, угрозы их деятельности эффективному функционированию государственной власти. Забывается, что межпартийная борьба за власть и господство партийной власти в России в ХХ веке предопределили развал тысячелетнего государства, привели к братоубийственной Гражданской войне, установлению тоталитарного режима большевизма.
Уроки истории оказались не впрок. Эстафету большевиков приняли перекрасившаяся номенклатура и несостоявшиеся карьеристы. В условиях перестройки они создали свои партии и пришли к власти ценой повторного развала государства с катастрофическими последствиями. Поэтому они потерпели поражение на первых же выборах в Государственную Думу в декабре 1993 года. В ответ новые партстроители добились установления порядка выборов законодательной власти по партийным спискам, представления права победившей на выборах партии выдвигать кандидатов на должность глав субъектов Федерации. Параллельно усилили пропаганду партийной принадлежности высших руководителей государства. Они «не заметили» несоответствия своих «нововведений» установленным Конституцией страны демократическим основам формирования государственной власти.
Имитация дискуссии
Современные партстроители и припартийные политологи последовательно навязывают обществу концепцию «всесильного учения» о приоритете политических партий в обществе и государстве. Из Послания президента РФ Дмитрия Медведева с особым воодушевлением они восприняли изложенную перспективу «перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам». Надежда современных партстроителей на полное восстановление в стране партократии связывается также с тезисом из статьи Медведева «Россия, вперед!» о признании права победившей на выборах партии «выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления». По этим проблемам имитируется проведение межпартийной дискуссии. Однако очевидно, что дискуссия по острым проблемам государственной власти должна быть не межпартийной и тем более не внутрипартийной, а общенародной, ибо затрагивает права и законные интересы всех без исключения граждан.
В указанных тезисах о приоритетной роли политических партий концентрированно отражаются постоянно пропагандируемые идеи современных партократов. Поэтому эксперты считают, что президенту следует более внимательно относиться к подбору советников. Как отметил Евгений Ясин в отклике на Послание, «Президенту иногда вкладывают в уста такие вещи, которые смешат и раздражают население» («НГ» от 13.11.09). Добавим к сказанному, что предлагаемые советниками идеи о переходе к выборам представительных органов исключительно по партийным спискам и предоставлении политическим партиям права формирования федеральных и региональных органов государственной власти не согласуются с международным правом и Конституцией страны. Новые партстроители России не хотят считаться с тем, что в Международном пакте о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека и иных международных документах отсутствует какое-либо упоминание о приоритетной роли политических партий в жизнедеятельности общества и формировании ими государственной власти. Напротив, в них устанавливаются равные права всех общественных объединений граждан, их свободное участие в выборах законодательных органов, равный доступ к работе в структурах всех ветвей власти.
В Конституции Российской Федерации также отсутствует какое-либо упоминание относительно монопольного права политических партий в формировании органов государственной власти. А многопартийность установлена в системе политического плюрализма. Согласно Конституции страны, народ избирает президента (ст. 81), президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83), а не политической партии. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные или другие органы, структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 130, 131).
Исходными для названных установлений Конституции является упомянутое в Послании президента положение из Основ конституционного строя: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». А в результате наделения победившей партии правом представления кандидатур главы государства, субъектов Федерации и местного самоуправления в совокупности с порядком выборов законодательных органов по партийным спискам носителем суверенитета и источником власти становятся политические партии.
Депутаты, а не члены партии
Партийно-волевое «узаконение» в отечественной политологии понятия «партия власти» или «партия парламентского большинства» не согласуется с общепризнанным предназначением парламента как осуществляющего законодательную власть представительного органа. В парламент избираются депутаты, а не члены партии. Парламент является не партийным органом, а законодательной ветвью государственной власти. «Парламентское большинство» означает осуществление законодательных и иных функций парламента большинством голосов депутатов независимо от их принадлежности к политической партии или иным объединениям граждан. Поэтому ошибочно рассматривать победившую на выборах партию или коалицию партийных фракций как «парламентское большинство». Избранный народом парламент и его функционирование не могут быть поставлены в зависимость от воли политических партий и партийного большинства в его составе.
Международная практика свидетельствует, что главной целью идеологии и деятельности политических партий является борьба за власть и установление партократии любыми средствами. Борьба за власть современных политических партий России вновь становится угрозой эволюционно-демократическому развитию страны. И не случайно в своем Послании Дмитрий Медведев заявил: «Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться». Уместно напомнить, что с подобным призывом к политическим партиям обращались Петр Столыпин («дайте государству двадцать лет покоя»), Сергей Витте и другие известные государственные деятели. Но их призывы были отвергнуты. Политические партии в борьбе за власть раскачали ситуацию, дестабилизировали государство, раскололи общество. Такова их неизменная природа. Об этом следует помнить постоянно.
Где выход?
Пора прислушаться к обоснованному в публикациях многих ученых и политиков мнению о необходимости отмены выборов по партийным спискам и полного восстановления мажоритарной избирательной системы с равным правом всех объединений граждан, в том числе политических партий, на выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам.
В результате восстановления мажоритарной избирательной системы исчезнут конкуренция и конфликт двух форм представительства – партийного и гражданского. Избранный депутат будет представлять интересы всех слоев населения данного округа, ибо он получает мандат от большинства участвующих в выборах избирателей. Единственным демократическим институтом власти станет избранный волей большинства представительный орган (парламент страны, Законодательное собрание субъектов Федерации, выборные органы местного самоуправления). В итоге будут избраны не прикрытые «паровозами» мифические «партийные списки», а известные избирателям заслуженные люди. Тем самым отпадет потребность создания партийных фракций, которые лихорадят работу парламента, ставят в жесткие рамки деятельность каждого депутата. В парламенте будут только профессиональные комитеты и комиссии. Тогда избранные в парламент депутаты будут подчинены Конституции и всем избирателям данного округа вне их принадлежности к партиям или иным общественным объединениям, а не воле партийных фракций и их вождей. Тогда в политике возобладают общие интересы и цели государства и всех граждан независимо от их социальной принадлежности. Восстановление верховенства Конституции страны в законе об избирательных правах граждан требует проявления политической воли президента страны как гаранта Конституции и демократической власти.
Позитивная международная практика свидетельствует, что социальный прогресс, могущество государства и уровень благосостояния народа обеспечиваются избранной самим народом властью и организацией разумного управления. Но такая задача не может быть решена установлением приоритетной роли политических партий в жизни общества и государства. В современных отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что партийно-политическая власть явилась порождением капитализма, она теряет социальную базу своего существования в процессе эволюции общества.
В новейшей истории Россия может занять достойное место в авангарде по формированию беспартийной, подлинно демократической государственной власти и управления. В авангарде объективного процесса перехода от партократии к меритократии.