Активность партий во время осеннего предвыборного сезона по сравнению с двумя прошлыми годами на удивление сбалансированно освещалась в российской прессе. Удивительно, но факт: это результаты действия нового закона о равном доступе к государственным электронным СМИ парламентских партий. Правда, деятельность оппозиционных политструктур далеко не всегда преподносилась прессой в позитивном ключе.
За последние несколько лет ситуация с освещением предвыборной деятельности политических партий в электронных СМИ существенно поменялась. Во время предвыборной кампании в Госдуму в 2007 году, согласно данным системы «Медиалогия», специально подготовленных по заказу «НГ», пресса в достаточной степени сбалансированно рассказывала об активности партий. Правда, до того момента, пока экс-президент Владимир Путин не заявил 1 октября о том, что возглавит список единороссов на парламентских выборах. Решение главы государства произвело самый настоящий фурор. Число сообщений о «Единой России» 1 октября 2007 года мгновенно подскочило более чем до 700. До этого частота упоминаний партии власти в СМИ колебалась от 50 до 300. На этом же уровне находились и другие политструктуры: ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия». В итоге число сообщений о партии власти во время предвыборного периода составило около 3 тыс. О КПРФ СМИ рассказывали 1419 раз, примерно столько же в СМИ звучали ЛДПР и «Справедливая Россия». Интересно, что качество репортажей о всех четырех партиях также держалось почти на одном и том же уровне. Пресса подчеркнуто не ругала парламентскую оппозицию.
Осенние выборы в прошлом году не были столь значительными по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, единороссам вновь пришлось прибегнуть к помощи своего лидера, чтобы выбиться в медийные фавориты. Картина была относительно ровной до тех пор, пока премьер не провел встречу с региональными единороссами в Волжском Утесе. Это событие принесло партии власти 240 сообщений в СМИ всего за один день. Правда, единороссы старались и самостоятельно создавать информационные поводы. Дополнительную популярность им принесло заявление о том, что Аграрная партия намерена влиться в ряды партии власти. Еще один пик популярности «Единая Россия» пережила после подсчета голосов на региональных выборах. СМИ вовсю трубили о том, что партия власти продолжает удерживать непревзойденное лидерство в политическом пространстве. За прошлую осень пресса рассказывала о «Единой России» более 1500 раз. Другие партии удостоились меньшего внимания СМИ. Их показатель колебался от 400 до 750 сообщений. Правда, общий позитивный фон несколько подпортил скандал с обыском на испанской вилле депутата Госдумы и члена партии Владислава Резника. Единороссы тут же вступились за товарища по партии и заявили, что преследования парламентария продиктованы политическими мотивами. В остальном, что касается позитива, партия власти оставила далеко позади своих конкурентов.
Информационная картина в корне изменилась этой осенью. С сентября вступил в силу президентский закон о равном доступе к государственным телерадиоканалам парламентских партий. Согласно документу, информационную картину должен отражать мониторинг числа сообщений СМИ с рассказом о деятельности думских политструктур. На протяжении летних месяцев Центризбирком вырабатывал методику проведения мониторинга. С 1 сентября система была запущена в действие. В конце месяца в ЦИК поступили первые данные с теле- и радиоканалов.
Рабочая группа, куда вошли по два представителя от думских партий, от Общественной палаты, Агентства по печати и массовым коммуникациям и теле- и радиоканалов, в середине октября подвела итог сентябрьского мониторинга. Выяснилось, что СМИ освещали деятельность во многом равновесно. Наверное, впервые за последние годы в лидеры на телеэкране в отдельных регионах неожиданно вырвались коммунисты, а на радио – ЛДПР. «Единая Россия» и «Справедливая Россия» в ряде регионов даже получили право претендовать на компенсацию эфирного времени. Правда, цифры не столь уж впечатляющие. К примеру, ЛДПР в телеэфире в следующем месяце компенсируют четыре дополнительные минуты. А вот «Справедливой России» и «Единой России» – одну минуту радиоэфира. КПРФ недобрала на радио всего 15 секунд. Если рассматривать данные мониторинга в региональном разрезе, то, к примеру, в Краснодарском крае КПРФ недополучила четыре секунды эфира, а на Сахалине всего одну секунду.
Интересно, что показатели Центризбиркома во многом схожи с данными системы «Медиалогия». График упоминаний всех четырех парламентских партий в СМИ фактически однороден. О «Единой России» СМИ рассказывали более чем в 3 тыс. сообщениях, о Компартии – 2246, о ЛДПР – 1733, о «Справедливой России» – 1526 раз. Даже пики популярности у всех одни и те же – результаты октябрьских выборов. Правда, во всей этой благостной атмосфере неплохо бы учесть и еще одну деталь – качество репортажей о партиях. Интересно, что в положительном ключе СМИ сообщали в основном о «Единой России» и КПРФ. А вот о ЛДПР и «Справедливой России» говорили по большей части в негативном ключе.