В сентябре в Екатеринбурге центр «Аналитик» провел опрос, выясняя, много ли горожане знают о работе политических партий. 39% уральцев заявили, что степень их информированности низкая, и лишь 7% оценили ее как высокую. В марте большими знаниями о партиях хвастались 14% горожан. Оба замера проводились в разгар избирательных кампаний, но иных результатов и не могли дать – в Свердловской области уже несколько лет политические партии исчезли из СМИ. Даже «Единая Россия».
Политическая составляющая в местных теленовостях и газетах исчезла в тот момент, когда по требованию федеральных властей администрация Екатеринбурга и правительство области заключили пакт о ненападении. Сделано это было для прекращения конфронтации в местном отделении «Единой России», которое на каждых выборах рисковало привести к снижению рейтинга партии власти и росту показателей у конкурентов. Самого пакта в природе, конечно, не существует, публично мир был продемонстрирован совсем другой церемонией – вручением губернатору Эдуарду Росселю звания «Почетный гражданин Екатеринбурга». С того момента в материалах традиционных медиа ни слова о политических конфликтах, а споры города и области описываются только в разрезе экономики.
Названия партий появляются в прессе только в преддверии больших кампаний. Самая тиражная региональная ежедневная газета региона – «Областная газета», учрежденная губернатором и Заксобранием, раз в полгода перед выборами запускает тематический проект «За единую Россию», в котором рассказывает о том, как много делается властями для стабильности в обществе и экономического роста. Другим партиям приходится рассчитывать только на бесплатные площади, предоставляемые перед выборами, на страницах все той же «Областной».
Издания, подконтрольные мэрии Екатеринбурга, поддерживают более тиражного коллегу и позволяют себе размениваться на кампании поменьше – нынешней весной рассказывали читателям о том, кого из единороссов лучше поддержать на выборах в городскую Думу.
Медиахолдинг горадминистрации допускает и появление на своих полосах открытой критики противников. Например, в 2006 году именно на его страницах и в эфире промэрского телеканала рассказывалось о жизненных ошибках тогдашнего депутата Госдумы Евгения Ройзмана, возглавлявшего на выборах в облдуму список Партии жизни, а после – рассматривавшего возможность заявиться на пост главы Екатеринбурга.
Впрочем, и «Единая Россия» – не частый гость в традиционных медиа. В свердловском отделении партии власти уже больше года масштабный внутренний конфликт, связанный со сменой секретаря, из-за которого партия уже не так активна в создании информационных поводов, чем еще год назад. Зато о нем много пишут местные интернет-СМИ, обсуждающие и провалы на местных выборах, и постоянные попытки сократить полномочия исполнительной власти.
Также только в Интернете можно найти сообщения о работе и других партий. Но это исключительно информационные материалы: ни ярких баннеров, ни выполнения расчетливых планов медиасопровождения работы местных отделений нет. Возможно, потому, что крупных кампаний в Свердловской области не было уже два года.
Снова о партиях избиратели узнают в начале следующего года – в марте должны пройти выборы в облдуму. Тогда кандидаты появятся в телепрограммах и начнут давать интервью газетам: заявления обещают быть смелыми, но на предвыборные обвинения в регионе не принято обижаться и подавать в суд.
Екатеринбург