На Южном Урале работает уже второй состав региональной Общественной палаты. 19 ее членов назначает глава региона, они, в свою очередь, в течение двух месяцев со дня своего утверждения выбирают столько же представителей региональных общественных объединений, которые становятся членами палаты. И уже эти 38 человек выбирают себе в коллеги 19 прочих общественников.
Первый состав ОП работал в регионе с мая 2006 по апрель 2008 года. Во втором составе появилось 14 новых фамилий, а 43 члена организации были переизбраны для работы на второй срок. «Большая часть людей, которые сегодня являются членами палаты, – люди уважаемые в регионе, но известные скорее политическим элитам, а не населению», – заявил «НГ» помощник члена Общественной палаты РФ Анатолия Кучерены правозащитник Алексей Севастьянов. Его слова подтверждают данные соцопроса, проводившегося в регионе: работу Общественной палаты первого созыва заметной назвали лишь около 15% южноуральцев.
Палата, уверен челябинский политолог Александр Подопригора, не может быть известна жителям региона потому, что никак на ситуацию в области не влияет: «Общественная палата – это некая ширма или, если угодно, декорация. В нее областные власти собирают людей, довольно активных и популярных в регионе, не занявших по тем или иным причинам постов в других органах власти. Просто когда-то из Москвы поступила инициатива о создании палаты, а на уровне области ее четко исполнили».
Участники Общественной палаты не отрицают, что имеют мало возможностей влиять на принятие решений. «Палата – региональный институт, который связывает власть и общество. Мы не обсуждаем политических вопросов, а рассматриваем то, что касается защиты интересов граждан, в выражении ими позиции по каким-то жизненно важным проектам», – сказал «НГ» член региональной Общественной палаты политолог Сергей Зырянов.
Челябинск