Я вообще не политик, и у меня нет профессиональной необходимости быть оптимистом по поводу ближайшего будущего.
Здесь мы присутствуем на конференции по государству и современной безопасности. Я думаю, что глобальная безопасность не будет усиливаться. Наоборот, этот процесс будет достаточно сложным. Я объясню, почему я так думаю прежде всего о мировой экономике и, во-вторых, ввиду политической ситуации.
Мы обсуждаем финансовый кризис в течение последнего года так, как будто он пришел и уйдет, потому что кто-то что-то неправильно сделал с 2007 по 2008 год. Я думаю, что с 1970-х годов мы живем в очень сложный период и, конечно, эти процессы будут нарастать и не закончатся. <...>
Конечно, очень много денег можно закачать в сферы экономики, но люди занимают снова и снова, создают долги, а затем в конце концов эта масса денег обесценивается. Поэтому у нас и в дальнейшем будет ухудшаться ситуация, в течение нескольких следующих лет.
А сейчас мне хочется сказать о геополитической ситуации.
США, как все знают в этом зале, были одним из столпов развития экономики и политики после Второй мировой войны. И они были, по крайней мере с 1945 по 70-е годы, практически гегемоном. Гегемон как функция имеет возможность создавать мировой порядок, при котором капитализм набирает обороты, прибыли.
Но гегемония не вечна. И сила США как гегемона снижалась с 70-х годов постепенно. Все президенты США с 1970 по 2000 год, от Никсона до Клинтона, включая Рональда Рейгана, проводили политику по замедлению снижения влияния США. Когда Джордж Буш-старший пришел к власти, он заявил: почему происходит снижение нашего влияния?
Потому что у нас были слабые президенты. Он имел в виду и Рональда Рейгана.
Для восстановления престижа, мощи нужно делать больший упор на милитаризацию, на односторонние действия, и примером этого стал Ирак. Как мы знаем, французское правительство, российское правительство, немецкое правительство выступали против введения войск в Ирак. В любом случае США надеялись, что посредством этой оккупации они смогут запугать всех – Западную Европу, потенциальные новые ядерные державы, запугать арабский мир, но это обернулось фиаско. Результаты были обратными: снижение стало необратимым.
Сейчас мы живем в постамериканский период мировой истории. Это уже действительно многополярный мир, теперь существует 8, 10, 12 столпов. Они неравносильны, но достаточно сильны для того, чтобы иметь достаточно автономии. Конечно, это США, Западная Европа, Россия, Китай, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где Бразилия берет себе ведущую роль, ЮАР на африканском континенте, другие центры силы. И давайте поговорим о последствиях продолжающегося кризиса в экономике с учетом особенностей многополярного мира.
Очевидно, что произойдет коллапс заемщиков. За 15–20 лет США снизили свои экономические показатели на 15%, и можно ожидать еще падение на 30%. Доллар все еще является резервной валютой, но останется ли он ей в дальнейшем? Может быть, будет корзина валют, с помощью которой будет вестись торговля. Там будут доллар, иена, евро, затем, может быть, юань, может быть, британский фунт, швейцарский франк и так далее. Когда будет корзина резервных валют, то у людей будет возможность торговать свопами. И это уже происходит.
Когда возникнет такого рода ситуация, то, естественно, возникнет и большая нестабильность на рынке, цены будут то падать, то подниматься, и никто не будет уверен в том, что произойдет дальше, будут большие флуктуации, изменения в ценообразовании. Это заставит правительства реагировать определенным образом.
Правительства по определению желают оставаться у власти, и все они, не только так называемые авторитарные государства, но и демократичные, боятся одного – восстания населения. Возникнет ситуация, когда из-за кризиса снизятся поступления в казну, которая пополняется за счет налогов. При этом общества будут предъявлять правительствам все больше требований насчет того, как они должны реагировать.
И в этих условиях что нужно делать правительствам? Большое давление создается со стороны их собственного населения, чтобы решать проблемы на национальном уровне. За последние пять лет не было ни одного правительства в мире, ни США, ни Франции, ни Германии, России, Китая, ЮАР, Бразилии, которые бы на практике не увеличивали долю протекционизма в своей политике. Протекционизм возрастал по сравнению с тем, что было пять лет назад, и это будет продолжаться при внутреннем политическом давлении. Протекционизм решает краткосрочные проблемы, реагирует на дипломатический политический спрос и требования. Но, с другой стороны, теоретики капитализма всегда говорили, что он сокращает объемы мировой торговли и делает ситуацию еще более сложной.
Давайте поговорим и о геополитических трудностях в условиях многополярного мира. Скажем, у нас будет 8–10 держав, каждая из которых начинает думать о возможных полезных для нее союзах. Все они будут искать варианты стабильных политических союзов, однако четкое понимание этого сейчас еще отсутствует. И может возникнуть ситуация, что через пять лет мы вернемся к такому положению, когда опять будут созданы союзы – два-три полюса геополитического тяготения. Таким образом, возникает определенная неясность, хаотичная ситуация.
Все материалы спецвыпуска НГ-Политика "Ярославский форум-2009"