Позвольте начать это выступление словами благодарности в адрес моего доброго друга, президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за его любезное приглашение принять участие в Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность». Вне всякого сомнения, выбранный вами, господин президент, город для проведения этого форума не мог бы быть более удачным, так как Ярославль готовится отметить свое тысячелетие, а его исторический центр провозглашен достоянием человечества.
В ходе состоявшейся сегодня днем продуктивной и сердечной встречи с президентом Медведевым мы обсудили широкий круг международных вопросов. Кроме того, мы единодушно отметили, что отношения между нашими странами в самых различных областях сейчас наилучшие и наиболее интенсивные, чем когда-либо ранее. <...>
Хотелось бы, чтобы в данный конкретный исторический момент мое выступление было воспринято прежде всего как поддержка государства, поддержка социальной роли государства, стоящего на службе демократии.
Остановлюсь на трех моментах.
Первый. Тотальное доминирование на протяжении десятилетий идеологии недоверия к государству, недоверия ко всему общественному стало тяжким грузом, который были вынуждены нести на себе все те, кто отстаивал безальтернативную роль государства в ряде сфер – ключевых для общества и социального единства.
Сегодня уже никто не ставит под сомнение, например, необходимость публичного контроля над финансовыми рынками, и уже представляется просто нереальной способность преодолеть последствия климатических изменений без усилий, предпринимаемых и обеспечиваемых государственными структурами.
Второй момент. Если позволите сделать вполне откровенное заявление, то скажу, что не считаю себя государственником. Таковым я не был раньше, не являюсь им и сейчас. Конечно, решение многих задач мы можем доверить лишь государственным органам. Вместе с тем мы не должны попусту растрачивать силы государства и подрывать его авторитет, вменяя ему задачи, с выполнением которых успешнее справляются частные лица или организации. Хотя, конечно же, решить порученные задачи они могут при наличии гарантированных самим же государством правил беспристрастности и равных возможностей. Иными словами, государство как таковое необходимо и незаменимо, но не более этого.
Третий момент. Выступать в защиту роли государства – означает выступать в поддержку демократической политики, в поддержку тех, кто ее осуществляет, а именно: политических партий, и прежде всего тех, кто представляет интересы граждан, кто несет на себе груз ответственности перед гражданами, кто обсуждает и излагает идеи в условиях плюрализма мнений и свободы деятельности СМИ – непременных условий демократического развития.<...>
К какому государству мы стремимся и какое государство способно оказать противодействие вызовам современности?
Первое. Государство, которое гарантировало бы безопасность граждан. Безопасность является необходимым условием свободы. Выполнение этой функции в полной мере востребовано и сейчас, эта та проверка, которой ежедневно подвергаются все государства.
Наша безопасность нуждается в государстве, в его борьбе с опасностью, непосредственно угрожающей жизни и здоровью людей, – терроризмом. <...> Однако для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь необходима решимость общества, которая является опорой для успешной деятельности полиции и международного взаимодействия. Главным образом для международного взаимодействия. Хотел бы подчеркнуть, что успехи в контртеррористической борьбе, которых мы добились у нас в стране, во многом стали возможными благодаря международному взаимодействию. <...>
Помимо борьбы с терроризмом нельзя забывать и об организованной преступности в самых современных известных нам проявлениях: мафиозные группировки, торговля людьми, торговля женщинами, сексуальное насилие над несовершеннолетними или другие возмутительные преступные действия, связанные с коррупцией, политическим подкупом, а также такие, как торговля оружием, отмывание капиталов или торговля наркотиками. <...>
В понятие международной безопасности включается и безопасность перед лицом природных рисков, которые увеличиваются в высокой степени вследствие климатических изменений. Это те риски, которые требуют превентивных действий и политических ответов – таких, как мы ожидаем от саммита в Копенгагене, который проверит на прочность способность и желание государств, входящих в международное сообщество, противостоять одному их самых больших вызовов, стоящих перед миром сегодня. <...>
Помимо государства, обеспечивающего безопасность, необходимо иметь государство, отстаивающее социальную сплоченность. Она является неоценимым общественным благом. <...> В условиях разобщенности в обществе кризис мог бы стать более серьезным и тяжелым. Следовательно, перед угрозой безработицы и экономических трудностей государство должно распределять ресурсы во благо граждан и в целях обеспечения социальной сплоченности.
Государства способны также стимулировать экономический рост. Среди уроков, извлекаемых из кризиса, который мы сейчас переживаем и хотели бы в скором времени оставить позади, следующий: необходимо иметь регулируемую и эффективно контролируемую финансовую систему. И если мы хотим восстановить стабильный и устойчивый экономический рост, мы должны сделать ставку на более инновационную, конкурентоспособную и хорошо организованную экономику, обладающую более устойчивыми перспективами на будущее. <...>
Наконец, государства несут ответственность за глобальную безопасность; не только за внутреннюю, но и за глобальную безопасность. Таким образом, необходимо современное государство, способное действовать в условиях глобализации, содействуя миропорядку. <...>
Что касается основных вызовов глобальной безопасности, хотел бы в первую очередь выделить проблематику защиты законности и международную безопасность. Порой мы об этом забываем, но самый верный путь к равновесию, к миру и безопасности ведет через уважение международной законности и, соответственно, через противодействие тем, кто может представлять объективную угрозу всему человечеству, подразумевая под этим как террористические действия, так и несостоявшиеся государства.
Мы живем в эпоху глобализации, принесшей позитивные результаты. В наступившей экономической рецессии в международном сообществе еще более возросла актуальность совместной ответственности и принятия совместных решений. Хорошие примеры тому – саммиты «большой двадцатки», другие традиционные встречи на высшем уровне, как, например, парижская встреча Еврогруппы, которая была инициирована президентом Франции Николя Саркози в качестве ответа международному финансовому кризису. Если бы не существовало Европейского союза и «группы двадцати», мы бы столкнулись с гораздо более глубоким экономическим спадом и, скорее всего, с полным крахом финансовой системы с непредсказуемыми последствиями для всего человечества.
Заканчивая выступление, коротко остановлюсь на проблематике Европы, России и Европейского союза.
1 января 2010 года к Испании переходит председательство в ЕС. Уже в четвертый раз Испания принимает на себя высокую и ответственную миссию руководства Евросоюзом. Хочу заявить, что мы будем работать над тем, чтобы эти шесть месяцев испанского председательства в ЕС сделали Европу более сильной и способной использовать свой статус лидера на благо справедливого и равноправного международного порядка. Это касается и России. Из Евросоюза мы будем обязательно смотреть на Россию, думать о России и о том, как еще прочнее укрепить отношения и связи между нашими странами и народами, отношения между гражданами ЕС и гражданами России.
<...> Большую историческую ценность представляет собой предложение России заключить новый Договор о евро-атлантической безопасности. Очень важно, что сегодняшняя конференция инициирована президентом Медведевым. Европейские лидеры и европейские страны, несомненно, следят за ней с пристальным интересом, движимые желанием и готовностью достичь уровня, который означал бы укрепление безопасности в Европе, между Россией и ЕС.
Дамы и господа, государство есть и еще долго будет являться основной единицей в юридическом и политическом измерениях с целью совместного демократического сосуществования в рамках закона и для обеспечения безопасности и равенства возможностей для граждан вне зависимости от пола, вероисповедания, убеждений, происхождения и национальности. Ничто не смогло заменить государство в реализации этих основных функций, ничто. Государство несет цивилизаторскую миссию, ключевую и незаменимую, благодаря чему достигается общественный феномен демократического сосуществования граждан, являющихся одновременно и свободными, и равноправными, и различными.
Все материалы спецвыпуска НГ-Политика "Ярославский форум-2009"