Чуть меньше года назад президент Медведев был во Франции, в Эвиане, где совместно с президентом Саркози они обсуждали вопрос, который очень точно отражал ситуацию тревоги и растерянности, в которой мы тогда пребывали, – куда движется мир?
Тогда, осенью 2008 года, мы едва успевали следить за вскрывавшимися серьезнейшими нарушениями, которые подготовили почву для кризиса. Сегодня наш долг – построить новый мировой порядок, который обеспечит более прочную экономическую безопасность.
Вот уже больше года Франция пропагандирует идею ответственной рыночной экономики, в которой государство берет на себя свою долю ответственности и требует от всех участников рынка, особенно финансовых, того же. Эта идея была еще раз подтверждена в июне президентом Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель.
Несколько лет назад Франция уже представляла эту идею своим крупным международным партнерам. Мы доказывали важность регулирования финансовых рынков и их прозрачности. Но это было в то время, когда рынки «правили бал»: не стоит, советовали нам, их пугать.
Мне хорошо известно, что по экономическим вопросам мнение Франции порой воспринималось как устаревшее.
Когда дерегулирование было повсеместным и многие крупные государства модернизировались, Франция имела образ страны, где царит консерватизм, где велико бремя государственного влияния.
Честно говоря, мы и сами осознавали громоздкость наших структур, вот почему Николя Саркози был избран в 2007 году президентом – именно для проведения амбициозной программы реформ.
К их числу относится государственная реформа. Мы скомпоновали, модернизировали и сжали наши административные органы. Будут сокращены должности каждого второго уходящего на пенсию чиновника. Таким образом, к 2012 году нам удастся сократить 150 тысяч должностей в нашем государственном секторе.
Помимо этого мы начинаем реформу органов местного самоуправления, которая должна наделить депутатов местных органов власти более четкими по сравнению с нынешними полномочиями.
Когда разразился кризис, некоторые советовали нам прекратить модернизацию. Мы отказались. Кризис не отменяет реформы: он делает их необходимыми более, чем когда-либо!
Нужно, с одной стороны, освободить экономику ради достижения роста. И, с другой, модернизировать государство. В разгар кризиса нам необходимо государство, которое инвестирует в стратегические отрасли, защищает жертв кризиса, снимает социальную напряженность и содействует социальному диалогу. То есть государство, которое регулирует силы рынка, не подавляя их, потому что без них экономический подъем невозможен.
Реформа государства никогда не означала конца государства! Нам представляется абсурдным выбирать между экономической эффективностью и социальной солидарностью, между государственной сферой и рынком. Наша цель, направленная на сохранение государства – регулятора и арбитра, является нашей непреходящей исторической задачей. <...>
Нынешний кризис был, я считаю, кризисом ответственности. Он обнажил полный отрыв от реальности, царивший в финансовом мире, где единственным правилом стало отсутствие правил. Когда уже больше никто не способен распутать финансовые схемы, как это случилось с издержками обращения долговых обязательств в ценные бумаги, то перед нами полная безответственность. Когда вопреки всякой морали «налоговые оазисы» принимают фонды, которые могли бы быть инвестированы в других местах в интересах всех, то перед нами полная безответственность. Когда финансовый мир замыкается на себе, когда он культивирует спекуляцию, ренту и забывает о своей исконной функции – поддержании реальной экономики, то перед нами полная безответственность. И когда дилеры получают умопомрачительные вознаграждения за то, что именно они привели банковские учреждения на край пропасти, то перед нами полная безответственность.
Ответственная рыночная экономика – это не такая экономика, где государство вмешивается во все, как в бывших «дирижистских» системах. Это такая экономика, где государство сохраняет способность разрешать споры, регулировать и давать импульс политикам. <...>
Мы знаем, что по многим вопросам позиции России и Франции близки. Мы очень внимательно относимся к четырем областям, которые президент Медведев особо выделил в своей речи по случаю вступления в должность, – это план четырех «И»: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации. Мы приветствуем то, каким образом недавно он вновь заявил о необходимости успешной реализации своей масштабной программы реформ в России.
Уважаемые дамы и господа, кризис знаменует собой возвращение государства. Но государство не может вернуться в своем прежнем виде. Ни во Франции, ни где бы то ни было на международной арене. Современное государство – не то, которое замыкается в своих границах и разрабатывает краткосрочную тактику агрессивной конкуренции.
Ответственная рыночная экономика – это экономика, где нет места недобросовестной конкуренции. Это экономика, которая не подвергает опасности будущее всей планеты в угоду своему эгоизму. Это экономика, которая не отворачивается от морали.
Мы предложим в Питсбурге на встрече лидеров «большой двадцатки» в конце месяца, чтобы регулирование бонусов осуществлялось по модели, внедрения которой мы потребовали недавно в Париже.
Для того чтобы заново определить всеобъемлющий новый экономический порядок, нам необходима сильная и стабильная Россия, открытая и гордая своей судьбой. Накануне встречи «большой двадцатки» мы должны упрочить наше многостороннее сотрудничество и расширить наше европейское взаимодействие.
Европейский союз – первый клиент и первый инвестор России. Европа – это та часть мира, которая в силу своей истории и своей культуры наиболее близка России.
Как об этом недавно заявил президент Французской Республики, мы хотим построить между Европой и Россией «общее экономическое и гуманитарное пространство». В перспективе это означает, что между Европейским союзом и Россией установится полная свобода перемещения людей, товаров и услуг. Для этого нам потребуются общие и стабильные правила, соблюдаемые всеми.
Для осуществления этой исторической инициативы важное значение будут иметь предстоящее вступление России в ВТО и подписание усиленного соглашения с Европейским союзом. Конечно же, уважаемый господин президент, Франция всегда рядом с вами, она готова всячески вас поддерживать.
В этой связи – и мы только что обсуждали этот вопрос в ходе нашей беседы – мы значительно продвинулись вперед по важнейшим проектам нашего двустороннего сотрудничества как раз накануне Года Франции в России, который еще больше приумножит наши культурные обмены.
Эти положения должны быть подтверждены в ноябре, в ходе работы нашей очередной комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Сегодня мы устанавливаем широкомасштабное партнерство в сфере энергетики, самолетостроения, транспорта, информационных технологий, инноваций, космоса.
Французские компании Alstom, Total, Vinci участвуют в реализации проектов в России, скоро с космодрома Куру будет запущена ракета «Союз». Это событие мне особенно дорого, потому что в 1994 году я стоял у истоков создания первого франко-российского космического партнерства. Существует много масштабных франко-российских проектов, но я считаю, что мы должны идти дальше и еще активнее углублять наше сотрудничество. Давайте разнообразим наши проекты, давайте же расширим их с помощью технологий будущего! Вместе мы должны стоять на передовых позициях в сфере энергоэффективности.
Вызовы экономического кризиса, потепления климата, ядерного распространения, словом, все вызовы глобализации вынуждают нас, уважаемые дамы и господа, действовать сообща.
Франция и Европа нуждаются во влиятельной, современной и демократической России. Именно такой, какой вы создаете ее сегодня.
Будущее европейского континента – это наша общая судьба.
Вот с таким, уважаемый Дмитрий Медведев, посланием, исполненным доверия и дружбы, обращается к вам Франция.
Все материалы спецвыпуска НГ-Политика "Ярославский форум-2009"