С сентября прошлого года, когда кризис только начал свое шествие по стране, число сообщений в СМИ о российских олигархах в негативном ключе неукоснительно росло. Перед россиянами они предстали как главные пострадавшие от кризисных явлений. Впрочем, крупные бизнесмены не только понесли финансовые убытки, но и сделались объектом критики как со стороны общества, так и со стороны власти. Фактически на них возложили вину за неспособность экономики противостоять кризису.
На протяжении всего прошлого года крупный бизнес постоянно напоминал о себе просвещенной общественности. Правда, в совсем непривычном для себя свете. В сентябре прошлого года российская элита сделала весьма неутешительное открытие: экономика не сможет укрыться от мирового кризиса. Первым лицам государства пришлось расстаться с иллюзией о том, что Россия станет тихой гаванью для всего остального мира, где бушует финансовый кризис. Спекулятивный капитал бежал из страны, акции российских компаний одновременно с ценами на энергоносители стремительно поползли вниз. Крупный бизнес утратил возможность кредитоваться на Западе.
В конце сентября прошлого года газета «Комсомольская правда» написала, что российские богачи за неделю потеряли 40 млрд. долл. В октябре окончательно прояснилось, что кризиса не избежать, и он будет носить затяжной характер. СМИ продолжили писать о сложностях, выпавших на долю российских олигархов. Крупные бизнесмены, отчаявшись разрешить проблемы самостоятельно, выстроились в очередь за господдержкой. Правительству даже пришлось сформировать перечень стратегически важных предприятий, которым будет оказана финансовая помощь.
По данным исследования, проведенного системой «Медиалогия» по заказу «НГ», упоминание олигархов в российских СМИ в октябре прошлого года достигло рекордной цифры в 323 сообщения. Общество разделились на сочувствующих представителям крупного бизнеса, день ото дня терявших свои состояния и позиции в рейтинге богатейших людей планеты, и тех, кто не скрывал своего ликования по поводу того, что прибыли олигархам больше не видать. Так, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Евгений Федоров заявил, что российских олигархов в условиях кризиса надо сохранить.
А журнал «Коммерсант Власть» в конце октября прошлого года написал об акции московских коммунистов, собравшихся у памятника Карлу Марксу для того, чтобы порадоваться ущербу, нанесенному финансовым кризисом российскому капитализму.
В ноябре, когда страну накрыла первая волна увольнений, о проблемах крупного бизнеса СМИ подзабыли. Первые зимние месяцы число сообщений в прессе о жизни и сложностях российских олигархов снизилось до 157 в декабре и чуть выросло в январе – до 175. В феврале интерес СМИ к теме вновь обострился. Пресса, отметив, насколько серьезно кризис прошелся по экономическому форуму в Давосе, пустилась в рассуждения о том, кто из российских олигархов еще держится на плаву.
Весной обсуждение судеб крупных российских бизнесменов в СМИ отошло на второй план. Правительство всерьез занялось разработкой антикризисных мер и активно принялось латать бюджетные дыры. К обсуждению антикризисного плана подключились политические партии и представители общественности.
Число сообщений об олигархах вновь подскочило в конце мая – начале июля, виной тому стала ситуация в Пикалеве. В конце мая жители Пикалева, работники трех градообразующих предприятий, находящихся на территории города, перекрыли федеральную трассу с требованием выплатить им задолженность по зарплате. Разрешать ситуацию приехал сам премьер-министр Владимир Путин. Итогом поездки председателя правительства в регион стала договоренность собственников перезапустить остановившиеся предприятия. Это обстоятельство подстегнуло новый виток дискуссии в СМИ о роли олигархов в развитии кризисных явлений.
Все дело в том, что крупный бизнес главным образом базируется в моногородах. С падением цен на энергоносители и спроса на экспорт металлургической продукции олигархов фактически попытались сделать крайними за кризис. Ведь именно их обвинили в сворачивании производства, массовых увольнениях и задержках выплат заработной платы. Пресса начала высказывать опасения о том, что вслед за Пикалевом пожар по вине собственников крупных предприятий вспыхнет и в других городах. Однако в течение летних месяцев повторения подобной ситуации удалось избежать.
Впрочем, ничего нового тут изобретать не пришлось. Однажды крупных российских собственников уже сделали виноватыми за экономический кризис 1998 года и политический кризис 1999-го. Кампания по равноудалению от власти представителей крупного бизнеса, затеянная премьером Путиным в период с 2000 по 2003 год, была воспринята обществом на ура. Нелюбовь к богатым пронизывает российское общество и по сей день, и даже годы стабилизации мало что в этом смысле изменили в общественном сознании. Поэтому антиолигархическая риторика продолжает оставаться востребованной. Недаром газета «Ведомости» в мартовской статье «Обязан посадить» напомнила хронологию событий вокруг российских олигархов в 2000–2003 годах.
В конце августа к обсуждению этой проблемы подключилось и российское политологическое сообщество. В СМИ были обнародованы обличительные статьи и даже целый доклад о том, что олигархи все еще очень неплохо живут, но при этом продолжают претендовать на государственную помощь. Число сообщений в СМИ на тему крупного бизнеса вновь резко возросло и достигло 226. Между тем в это же время в правительстве начали отмечать, что кризис достиг дна. Более того, производство, которое, кстати сказать, все еще контролируют олигархи, начало расти, что позволило российской экономике оторваться от кризисного дна.