Политические пляски московского мэра с медведями затянулись на годы.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
«Отечество – Вся Россия» в Красноярском крае изначально было обречено прозябать на обочине бурных политических процессов, развивавшихся в то время в регионе. 1999 год стал годом, когда местная элита впервые открыто противопоставила себя губернатору Александру Лебедю. Громкие баталии на берегах Енисея затмевали федеральные события. В отличие от некоторых субъектов РФ, где губернаторы сочувствовали блоку, Лебедь относился к детищу Юрия Лужкова и Евгения Примакова с прохладцей. Ведь эксперты называли двух этих политиков главными претендентами на президентское кресло, и красноярский губернатор не без оснований рассматривал этот блок как структуру, которую Юрий Михайлович мог бы использовать в качестве плацдарма для наступления на Кремль.
«В Красноярске ОВР собирали по принципу «с бору по сосенке». В него вошли в основном отставники и представители советской номенклатуры. Действующим политиком в нем был лишь Вячеслав Новиков, который еще в начале 90-х годов возглавлял краевой совет депутатов, – вспоминает политолог Сергей Комарицын. – Уже на учредительном съезде стало понятно, что это движение особых перспектив не имеет: слишком много в его составе было героев вчерашнего дня. Красноярскую номенклатуру идеи этого блока не зацепили».
Для придания веса движению федеральные отцы-основатели пытались уговорить возглавить красноярское отделение спикера Законодательного собрания Александра Усса, но тот предпочел не играть в московские игры. И, по сути, единственным политическим тяжеловесом в реготделении оказался Вячеслав Новиков. Он стал в Красноярске символом ОВР. И именно он, будучи членом Совета Федерации с 2002 года, по сей день является одним из самых влиятельных политиков края.
«Красноярский филиал ОВР создавался на основе профсоюзов, – рассказал «НГ» сенатор Вячеслав Новиков. – Я согласился возглавить региональное отделение, поскольку руководил местной организацией «Союз труда». Все уже понимали, что эпоха Ельцина близится к закату, стране требовалась крупномасштабная перезагрузка всего политического поля страны. «Отечество – Вся Россия» в какой-то степени и стало ответом на предчувствие перемен, назревавших в обществе. Более того, по сути, именно наше движение спровоцировало появление на свет «Единства». Из Москвы красноярское отделение ОВР курировал генерал-майор государственной безопасности Виктор Иваненко, возглавлявший КГБ РСФСР в 1991 году. Правда, сибирякам столь высокое покровительство дивидендов не принесло – в декабре 1999 года на берегах Енисея блок Лужкова–Примакова набрал на выборах в Госдуму невзрачные 4%. Результат не удивил – в крае у блока не было серьезных финансовых и административных ресурсов.
«Посредственный результат на выборах 1999 года был предрешен: региональная номенклатура в такой централизованной стране, как Россия, всегда будет проигрывать Кремлю, – уверен политолог Андрей Копытов. – ОВР попыталось стать новой редакцией партии власти самостоятельно, но, как показали события, опираясь только на региональный ресурс, этой цели не достичь. Главной исторической миссией ОВР стало его активное участие в «зачатии» «Единой России».
Красноярск