Олег Дерипаска (в центре) беседует со своими рабочими на Саянском алюминиевом заводе - одном из самых эффективных предприятий в мире.
Из архива НГ-фото
Отнять и поделить
Авторы доклада, абсолютно в духе коммунистической пропаганды, отстаивают идею национализации. Она кажется им близкой как никогда. Предлагается схема: надо потребовать возвращения долгов, при отказе – объявить хозяина банкротом и немедленно превратить предприятие в госсобственность. Больше всего опасаются авторы доклада, что Дума и Совфед дадут слабину и помогут бывшим собственникам «нажиться» на процедуре банкротства: «Государственная Дума и Совет Федерации Федерального собрания РФ не должны допустить принятия закона о национализации, предполагающего предварительное и равноценное возмещение национализируемых активов по рыночной стоимости. В текущих условиях национализация должна проводиться только через процедуру банкротства должников».
Таким образом, вся 70-летняя история Советского Союза, с его неизбежным экономическим крахом – именно по причине неконкурентоспособности госсектора – выводится за скобки. Это самая политическая часть доклада. Касающаяся не только нескольких олигархов, но всего общества. Заметим: не предлагается ничего нового. Вся эта программа гораздо ярче прописана в документах КПРФ, но, похоже, обвинений в плагиате Кричевский не опасается.
К слову, учитывая набор персоналий, затронутых в докладе, можно поразмышлять: почему его авторы обратили внимание на наиболее успешные структуры? Не потому ли, что их передел представляет особую ценность для тех, кто будет этим заниматься? Как поступит государство с национализированными предприятиями? Оставит их при себе? Или возникнет где-нибудь на просторах страны фирма с никому не известным названием и огромными средствами, позволяющими ей выкупить у правительства самые приятные активы? И на это есть ответ у Кричевского: «Распоряжение переходящими в государственную собственность компаниями следует возложить не на квазигосударственные корпорации, а только на государственные структуры, конечная цель которых в части взаимодействия с обанкротившимися предприятиями – финансовое оздоровление и проведение последующей реприватизации».
Разумеется, предлагаемые «шаги» государство сделает исключительно для блага трудящихся. Кричевский уверен: «Россия находится на той фазе (стиль автора. – «НГ») развития рыночной экономики, которая не позволяет надеяться исключительно на социальную ответственность бизнеса». Предлагается надеяться исключительно на государство.
И это тоже – политика. Потому что буквально через несколько дней после обнародования этого документа появилась статья президента Дмитрия Медведева, где он заявил о вреде патерналистских настроений. Заметим: предложение Кричевского пустить деньги не в бизнес, а на выплату пособия по безработице – верх патернализма. «Вместо того чтобы платить зарплату работникам, предлагается платить пособие по безработице – это верх безграмотности, прямой путь к развалу, – уверен Микаелян. – Каждый рубль, полученный работником, имеет мультиплексный эффект. Он связан с тем, что рубль этой заработной платы обеспечивает рубли в смежных областях. И там коэффициент мультиплексности колеблется от 2 до 18. Вместо этого Кричевский предлагает пособие по безработице – 5 тыс. руб. в месяц!»
Советы постороннего
Главку «Семь шагов» предваряет программное заявление автора доклада – рекомендации правительству звучат как руководство к действию, причем немедленному: «Российским властям нужно удержать себя от стремления в очередной раз «помочь» олигархату, не отступать под его давлением и не соглашаться разделять с ним ответственность за наделанные долги и совершенные коммерческие ошибки. Надо понять, что разорение олигархов не тождественно банкротству России – как в успешные годы их процветание не означало процветания страны. В Пикалеве мы увидели первое проявление того, как исполнительная власть откровенно пасует перед давлением олигархата. Такие прецеденты не должны повторяться. Президенту России следует жестко выступить в пользу иного экономического курса – не прощающего ошибки тем, кто однажды счел себя всемогущим».
Здесь уместно напомнить об аналогичном документе, появившемся шесть лет тому назад из-под пера Станислава Белковского, являющегося, напомним, начальником Никиты Кричевского. В 2002 году Белковский учредил некоммерческую организацию «Совет по национальной стратегии». В 2003 году именно эта организация опубликовала доклады «Государство и олигархия» (9 июня) и «Новая вертикаль власти» (22 сентября). В первом из которых, в частности, говорилось о якобы готовящемся российскими олигархами государственном перевороте. Публикация совпала с началом уголовного преследования компании ЮКОС, глава которой Михаил Ходорковский также назывался авторами доклада в числе заговорщиков. Спустя год, в 2004-м, Станислав Белковский возглавлял уже не Совет, а Институт национальной стратегии.
Повторить 2003-й?
Наблюдатели усматривают в публикации Кричевского попытку возврата к тем же неприятным тенденциям. Сходство двух документов – в частности, в обозначении имен возможных будущих «жертвенных агнцев».
Михаил Делягин не исключает: «У власти появилась идея – наши доблестные олигархи хотят повторить 2003 год. Кризис, народ недоволен, на кого-то надо направить его возмущение... В 2003-м направили на олигархов, в 2005-м – на нацменов и не существовавших тогда русских фашистов. Получилось плохо, потому что половина руководства страны этими нацменами и оказалась. Власти почувствовали себя уязвимо и все свернули. А сейчас решили повторить 2003 год».
Микаеляну тезисы напомнили о «бушующем большевизме»: «Сделать, организовать, соблюсти, наказать – что за бред? Все схемы, которые описывает Кричевский, выглядят страшными, серыми. На самом деле все олигархи сделали правильную вещь: они вытащили из оборота все, что можно вытащить, и превратили эти средства в валюту, потому что ожидалась девальвация. Они в отличие от Кричевского умеют деньги считать. Кто будет оставлять свои активы в рублях, если грядет девальвация? И люди это сделали и в виде валюты вернули обратно. Что в этом такого?»
Независимый политолог Дмитрий Орешкин увидел в намерениях людей, стоящих за докладом, «элементарную форму шантажа»: «Они рассчитывают на откат. Насколько я понимаю ситуацию, это форма зарабатывания денег: наезд – откат. Имел ли доклад Белковского отношение к судьбе Михаила Ходорковского? Думаю, что имел. Тут абсолютно циничная бизнесовая логика. Крупный бизнес, чтобы его не кошмарили, должен поделиться деньгами». За нападками Кричевского стоит часть элиты: «Понятно, где эта часть элиты находится – в силовых структурах. Поэтому такого рода доклады опасны – после их публикации начинается травля, раскошмаривание, разделение бизнеса. И опять авторы доклада что-то получают, поскольку они участвовали в начале этой охоты. В любом случае расчет на то, что или испуганные олигархи делятся – только нас не трогайте, или их разваливают. Это просто форма современного бизнеса. И есть значительная часть людей, прежде всего силовиков, которые с удовольствием под шумок воспользуются этим делом. Печальнее всего, что публика охотно это жрет и проглатывает как идейную борьбу. На самом деле это борьба не идейная, а чисто денежная».
Невзыскательность публики печалит собеседника «НГ»: «В этом проблема путинской России. Нас воспитывают как идиотов, пугают Дерипаской и еще кем-то, и поэтому Дерипаска, мол, должен откупиться, а мы это жрем и похрюкиваем от удовольствия. На самом деле это разводилово чистой воды».
Михаил Ходорковский может многое рассказать об этапах наступления на успешный бизнес. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Поиски черной кошки
По мнению Игоря Юргенса, большой интерес представляют время и яркая публицистичность подачи материала: «В этом смысле все профессионально. А время выбрано ровно так, как это было сделано предыдущим крупным докладом, к которому имели отношение Белковский, Дискин и ряд других публицистов. В 2003 году они написали ни много ни мало, что Анатолий Чубайс, Олег Дерипаска, Михаил Фридман и Михаил Ходорковский готовят олигархический заговор против власти, вплоть до создания вооруженных отрядов, и будут эту власть сбрасывать. Это было началом заготовки, в том числе спецслужб, для того чтобы аргументировать и подготовить общественное мнение, как потом оказалось, к аресту Ходорковского. Я думаю, что это не столько политический, сколько экономический заказ и подготовка к переделу собственности на просторах РФ».
Впрочем, эксперт усматривает и политическую составляющую доклада: «Это довольно прозрачно – давайте найдем зло в этих крупных собственниках... Довольно наивная теория, потому что сегодня никто, от водителя такси до продавщицы в магазине, не может быть дезориентирован настолько, чтобы направить свой гнев против 20–30 собственников. Люди уже с этим сжились. Их точка зрения скорее такая: этих хотя бы можно простить, они хоть какое-то дело делают, а вот государственных чиновников – от моего налогового фининспектора до префекта, – невредно отучить от воровства». По мнению Юргенса, Кричевский не мог не понимать, что его доклад вызовет подозрения против конкретных собственников.
Юргенс отмечает, что доклад находится в противоречии с президентским призывом «не надо кошмарить бизнес»: «Но сейчас столько противоречивых сигналов, когда первые лица государства говорят одно, а потом тут же происходит другое...»
Член научного совета Московского центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Андрей Рябов указывает, что подобный жанр политических докладов в значительной степени себя дискредитировал: «Эти вещи довольно часто стали писаться под заказы тех или иных структур, институтов, людей, групп интересов и т.д. И в отношении доклада Кричевского общее ощущение у меня тоже осталось такое, что это не желание объективно рассмотреть реальные угрозы государству, а попытка подыграть какой-то стороне. Это все несколько напоминало то, что происходило накануне ареста Ходорковского».
Давление на бизнес не прекращалось, отмечает эксперт: «Нападки на олигархический бизнес – это некое достраивание здания, некий финал. А на базовом уровне, на уровне мелкого, среднего бизнеса присутствовало постоянное давление с требованием отдавать долги, не сокращать персонал, продолжать платить заработную плату и т.д.».
Причина поиска виноватых в бизнес-среде, отмечает Рябов, в особенностях российской власти: «Любая авторитарная власть или власть, достигшая большого уровня автономности не только от общества, но и от ключевых элитных групп, в кризисной ситуации, не чувствуя ни ответственности, ни контроля за своими действиями, всегда свои проблемы перекладывает на эти элитные бизнес-группы. Эта популистская линия наметилась и у нас довольно давно. Опять-таки летом, если помните, наблюдалась прямая апелляция премьера к уличным ребятам, якобы инноваторам. Это выглядело как стремление показать – раз вы, бизнес, нас не поддерживаете, мы найдем другие уровни поддержки. Тут же была продемонстрирована и уже хорошо обозначившая себя экономическая стратегия поддержки пенсионеров. Любой ценой, даже за счет возможностей российской экономики».
Утерянный шанс
Эксперт отмечает и заблуждения самих бизнес-элит, которые «полагали, что, войдя в какие-то эксклюзивные по большому счету договоренности с российской властью, они становятся легальным бенефициантом этой системы, и ничего им угрожать не будет. Не понимая, что механизм бесконечного передела собственности с отливами и приливами все эти годы продолжался и в конечном итоге может задеть любого из них, в зависимости от расклада сил».
Перспектива развития событий будет определяться, на взгляд Рябова, глубиной кризиса: «Если все зафиксируется на нынешней отметке, то скорее всего нас ожидает продолжение вязкой игры с очень неопределенными результатами, и потихоньку эта вожжа на бизнес по мере улучшения ситуации будет ослабевать. А если нет, то, на мой взгляд, популистская составляющая будет усиливаться, а популистам необходим очень серьезный козел отпущения. Губернаторы – во властной вертикали, они все назначены. А вот бизнес должен отдавать долги – уже такая формула появилась, она неоднократно высказывалась в выступлениях наших руководителей. Это фактически медленное сползание в другой тип экономики – административный, потому что государству придется брать на себя ответственность, потому что люди теми или иными способами будут выходить из игры».
Кризис, отмечает эксперт, предоставил стране и ее гражданам прекрасную возможность осмысления происходящего. Однако никакой рационализации сознания общества, на его взгляд, не произошло: «У страны был шанс. Любая рациональная политика начинается с рациональных ответов на какие-то вопросы. Шансом этим не воспользовались. И это самое неприятное, поскольку возникает иллюзия, что вот сейчас еще немножко, еще чуть-чуть – и все заживем как прежде... Не заживем. Но желание убаюкать себя некими возможностями возвращения к статус-кво, к сожалению, растленно и для общества, и для элит».
Остается добавить, что доклад был раскручен прессой по максимуму: началось с публикации в «Известиях», где с тех пор вышло уже пять статей, посвященных тому же самому. Тезисы доклада прошли в двух выпусках газет «Ведомости» и «Московский комсомолец». Кричевского и Иноземцева наперебой приглашали в радио- и телеэфир. Интернет-издания подхватили «широкую общественную дискуссию». «АиФ» от 2 сентября откровенно призвали «провести проверку всех «шалостей» российских олигархов за последние годы и заставить их возместить нанесенный ущерб деньгами или производственными активами». К кампании подключился было «Момент истины» Андрея Караулова – правда, задуманный цикл был приторможен. Публикаций, критически разбирающих содержание доклада, оказалось немного. Пожалуй, тут стоит отметить лишь журнал «Эксперт». Впрочем, организаторам акции такой разбор полетов не требуется. Нужна реакция другого рода.