Лиля Брик разбивала мужские судьбы не только при жизни, но и много позже.
В последнее время появляется много людей, которые знают простые ответы на сложные вопросы...
Проблемы нашей жизни они объясняют недостатком патриотизма, отсутствием правильного воспитания народа, засильем иностранного кино и зарубежной литературы на прилавках магазинов. Им кажется, что если власти начнут контролировать эти сферы жизни общества «с правильных позиций», то молодежь перестанет пить, курить и хулиганить и займется чем-нибудь безвредным, типа фотоохоты.
Я люблю читать документы ЦК КПСС по вопросам культуры и идеологии. Они свидетельствуют о беспрецедентном охвате партией всех нюансов нашей жизни, тотальном контроле над каждым шевелением в области культуры и – полном бессилии в достижении поставленных целей. Я хочу привести ряд примеров того, как разветвленный идеологический аппарат партии вмешивался буквально в каждый нюанс нашей жизни, ему было дело до всего, что попадалось на глаза советским людям: текст, рисунок, скульптура, обложка, письмо, фильм.
В 1959 году на экраны страны было выпущено 103 советских фильма и 102 зарубежных. При этом тиражи американских, французских и английских фильмов, «проникнутых неприемлемыми для нас идеями», оказались высокими. «Римские каникулы» – 1157 копий, «Мистер Питкин в тылу врага» – 1350 копий, «Бабетта идет на войну» – 1367 копий. Что еще более странно, так это то, что зрители ходили именно на эти фильмы. Так, летом 1960 года из 2 млн. 430 тыс. зрителей, посетивших крупные киноплощадки Москвы, в Лужниках, Зеленом театре и на стадионе «Динамо», 2 млн. 407 тыс. человек смотрели зарубежные фильмы – 99%! В кинотеатре «Центральный» «Баллада о солдате» демонстрировалась пять дней, а «Путешествие Синдбада» – 21 день.
Было дело и до оформления журналов. Так, на обложке девятого номера за 1960 год журнала «Искусство кино» был помещен ряд рисунков художника Ф.Збарского к сценарию фильма С.Юткевича по пьесе В.Маяковского «Баня». Рабочие типографии № 5, в которой должен был быть отпечатан журнал, обратились с письмом в газету «Советская культура» и «высказали свою обиду и недоумение в связи с тем, что редакция журнала не уважает их труд, допускает грубую ошибку в оформлении обложки». Они выслали обложку для того, чтобы все увидели, «какими уродливыми картинками хочет журнал украсить свое «лицо». «Их нарисовал художник Ф.Збарский. В подписи сказано, что это эскизы кукольных персонажей для фильма «Баня». Быть может, куклы по этим эскизам получатся забавные, но сами эти наброски, помещенные на обложке, выглядят уступкой формалистическим вкусам», – писали рабочие типографии. Они оказались образованными и идеологически подкованными, бдительными.
Интересно отметить, что этот документ родился в ЦК за два года до знаменитого похода Никиты Хрущева в Манеж, с последующим разоблачением «пидарасов и абстракцистов». Серьезные ошибки были выявлены и в работе издательства «Иностранная литература», выпустившего романы С.Моэма «Подводя итоги», У.Сарояна «Приключения Весли Джексона», трилогию Э.М.Ремарка, которые могут «лишь нанести вред советскому читателю». «Совершенно недостаточно издается книг из стран Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки». Поражаешься эрудиции знатоков из ЦК, имеющих представление о «многих хороших книгах» на арабском языке.
Отдельное постановление комиссии ЦК с грифом «Совершенно секретно» было принято по поводу изданного 65-го тома «Литературного наследства» «Новое о Маяковском», в котором были собраны многие документы, письма, стенограммы выступлений великого поэта. Особое возмущение вызвало откровение Лили Брик о том, что она в течение 15 лет была одновременно женой Маяковского и Осипа Брика. «Я встретилась с Осипом Максимовичем, когда мне было 13 лет. Когда я сказала ему, что Маяковский и я полюбили друг друга, все мы решили никогда не расставаться. Так и случилось, что мы прожили нашу жизнь, и духовно, и большей частью территориально, вместе». Идеологи возмущаются: «Такие сугубо интимные письма не могут быть предметом литературного исследования. Они не нужны специалистам, изучающим творчество Маяковского, и вызывают чувство протеста у читателей». И далее: «Подобного рода публикации по самому своему характеру чужды советской науке. Они вполне в духе буржуазного литературоведения, подменяющего мелкими бытовыми подробностями анализ творческого наследия писателей».
Все академики раскаялись. Не признал своих ошибок только Илья Зильберштейн, и его рекомендовали уволить «как недобросовестного работника».
Вот такой идеологический прессинг. Можно представить, сколько инфарктов и бессонных ночей пережили критиковавшиеся руководители кино, науки, издательств. Ведь еще были свежи в памяти суровые на расправу сталинские времена.
И что? Научили людей любить корейских писателей и албанских режиссеров? И это при монополии на информацию, отсутствии частной собственности и интернета, невозможности свободного выезда за границу.
Так что я спокоен. Попытки идеологического контроля сегодня обречены на провал. Хотя инфаркты еще будут.