0
3910
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.09.2009 00:00:00

О тщетности идеологического контроля

Тэги: контроль, прессинг, цк


контроль, прессинг, цк Лиля Брик разбивала мужские судьбы не только при жизни, но и много позже.

В последнее время появляется много людей, которые знают простые ответы на сложные вопросы...

Проблемы нашей жизни они объясняют недостатком патриотизма, отсутствием правильного воспитания народа, засильем иностранного кино и зарубежной литературы на прилавках магазинов. Им кажется, что если власти начнут контролировать эти сферы жизни общества «с правильных позиций», то молодежь перестанет пить, курить и хулиганить и займется чем-нибудь безвредным, типа фотоохоты.

Я люблю читать документы ЦК КПСС по вопросам культуры и идеологии. Они свидетельствуют о беспрецедентном охвате партией всех нюансов нашей жизни, тотальном контроле над каждым шевелением в области культуры и – полном бессилии в достижении поставленных целей. Я хочу привести ряд примеров того, как разветвленный идеологический аппарат партии вмешивался буквально в каждый нюанс нашей жизни, ему было дело до всего, что попадалось на глаза советским людям: текст, рисунок, скульптура, обложка, письмо, фильм.

В 1959 году на экраны страны было выпущено 103 советских фильма и 102 зарубежных. При этом тиражи американских, французских и английских фильмов, «проникнутых неприемлемыми для нас идеями», оказались высокими. «Римские каникулы» – 1157 копий, «Мистер Питкин в тылу врага» – 1350 копий, «Бабетта идет на войну» – 1367 копий. Что еще более странно, так это то, что зрители ходили именно на эти фильмы. Так, летом 1960 года из 2 млн. 430 тыс. зрителей, посетивших крупные киноплощадки Москвы, в Лужниках, Зеленом театре и на стадионе «Динамо», 2 млн. 407 тыс. человек смотрели зарубежные фильмы – 99%! В кинотеатре «Центральный» «Баллада о солдате» демонстрировалась пять дней, а «Путешествие Синдбада» – 21 день.

Было дело и до оформления журналов. Так, на обложке девятого номера за 1960 год журнала «Искусство кино» был помещен ряд рисунков художника Ф.Збарского к сценарию фильма С.Юткевича по пьесе В.Маяковского «Баня». Рабочие типографии № 5, в которой должен был быть отпечатан журнал, обратились с письмом в газету «Советская культура» и «высказали свою обиду и недоумение в связи с тем, что редакция журнала не уважает их труд, допускает грубую ошибку в оформлении обложки». Они выслали обложку для того, чтобы все увидели, «какими уродливыми картинками хочет журнал украсить свое «лицо». «Их нарисовал художник Ф.Збарский. В подписи сказано, что это эскизы кукольных персонажей для фильма «Баня». Быть может, куклы по этим эскизам получатся забавные, но сами эти наброски, помещенные на обложке, выглядят уступкой формалистическим вкусам», – писали рабочие типографии. Они оказались образованными и идеологически подкованными, бдительными.

Интересно отметить, что этот документ родился в ЦК за два года до знаменитого похода Никиты Хрущева в Манеж, с последующим разоблачением «пидарасов и абстракцистов». Серьезные ошибки были выявлены и в работе издательства «Иностранная литература», выпустившего романы С.Моэма «Подводя итоги», У.Сарояна «Приключения Весли Джексона», трилогию Э.М.Ремарка, которые могут «лишь нанести вред советскому читателю». «Совершенно недостаточно издается книг из стран Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки». Поражаешься эрудиции знатоков из ЦК, имеющих представление о «многих хороших книгах» на арабском языке.

Отдельное постановление комиссии ЦК с грифом «Совершенно секретно» было принято по поводу изданного 65-го тома «Литературного наследства» «Новое о Маяковском», в котором были собраны многие документы, письма, стенограммы выступлений великого поэта. Особое возмущение вызвало откровение Лили Брик о том, что она в течение 15 лет была одновременно женой Маяковского и Осипа Брика. «Я встретилась с Осипом Максимовичем, когда мне было 13 лет. Когда я сказала ему, что Маяковский и я полюбили друг друга, все мы решили никогда не расставаться. Так и случилось, что мы прожили нашу жизнь, и духовно, и большей частью территориально, вместе». Идеологи возмущаются: «Такие сугубо интимные письма не могут быть предметом литературного исследования. Они не нужны специалистам, изучающим творчество Маяковского, и вызывают чувство протеста у читателей». И далее: «Подобного рода публикации по самому своему характеру чужды советской науке. Они вполне в духе буржуазного литературоведения, подменяющего мелкими бытовыми подробностями анализ творческого наследия писателей».

Все академики раскаялись. Не признал своих ошибок только Илья Зильберштейн, и его рекомендовали уволить «как недобросовестного работника».

Вот такой идеологический прессинг. Можно представить, сколько инфарктов и бессонных ночей пережили критиковавшиеся руководители кино, науки, издательств. Ведь еще были свежи в памяти суровые на расправу сталинские времена.

И что? Научили людей любить корейских писателей и албанских режиссеров? И это при монополии на информацию, отсутствии частной собственности и интернета, невозможности свободного выезда за границу.

Так что я спокоен. Попытки идеологического контроля сегодня обречены на провал. Хотя инфаркты еще будут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1270
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
901
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1054
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1064

Другие новости