Фасады не только зданий, но и страны нуждаются в этнокультурном обновлении.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Как-то прижилось в нашем сознании, что, говоря об угрозах национальной безопасности, мы сразу обращаем взор в сторону военно-силовых факторов и начинаем считать соотношение военных сил и средств. Но ведь национальная безопасность – это прежде всего безопасность нации как уникальной цивилизационной сущности со своим генетическим (цивилизационным) кодом, традицией, своей веками и тысячелетиями формировавшейся системой духовно-нравственных ценностей, жизненным укладом и культурой.
И в этом случае целью безопасности выступает решение триединой задачи: обеспечение сохранности этой цивилизационной сущности, воспроизводство национальной и цивилизационной уникальности и всестороннее ее развитие прежде всего через просвещение.
Важнейшим объектом защиты для любой цивилизации или культурно-исторического типа является цивилизационный код, который русский мыслитель Николай Данилевский определял как высшее нравственное начало, на котором только «может основываться плодотворное развитие цивилизации как со стороны научной и художественной, так и со стороны общественного и политического строя». Утратив или деформировав свои духовные начала, цивилизация и образующие ее нации и народы теряют свою жизненную устойчивость, деградируют, становятся этнографической добычей других. Более сильных субъектов.
В нынешних мировых процессах отчетливо наблюдается обострение борьбы за ресурсы, важнейшие территории мира, стратегические коммуникации, за укрепление позиции в планетарной иерархии государств. Менее очевидна борьба за души людей, но именно духовная сфера стала главным театром геополитического противоборства в глобальном масштабе.
И если с этих позиций сравнивать уровень и структуру безопасности человека, общества и государства, можно смело констатировать: за последние 10 лет наша безопасность деградировала. Уменьшилось пространство совести и расширилось пространство лжи, коррупции, бесчестия, крайнего индивидуализма.
Повсеместное насаждение либерально-фарисейских стандартов во всех сферах жизнедеятельности, дискриминация нравственности, принципов социальной справедливости и коллективизма, демонизация духовно-религиозных систем, вооруженное подавление попыток сохранения коренными народами своей национальной и цивилизационной идентичности – вот неполный перечень стратегии приведения России к универсальной системе единых стандартов, единой шкале нравственных, точнее безнравственных приоритетов.
Безопасность большинства государств мира напрямую зависит от состояния государствообразующего этноса, определяющего историческое лицо страны, курс ее развития и линию геополитического поведения. В России русский народ не осуществляет сегодня своей государствообразующей функции, он отброшен на обочину общественных процессов, лишен властных полномочий, практически не влияет на судьбу государства, деградирует и вымирает. За последние 10 лет эти тенденции лишь ускоряются. Продолжительность жизни русских мужчин – одна из самых низких в мире (на уровне Сомали) и составляет 59 лет. Для сравнения: на Кубе этот возраст составляет 79 лет.
В ООН главным показателем состояния народов и государств является качество человеческого потенциала. Набор критериев довольно широк – духовное состояние общества, уровень здравоохранения, образования, продолжительность жизни и т.д. Так вот, по этому показателю за 2008 год мы скатились на 73-е место в мире. Для сравнения: Куба стоит на 25 пунктов выше.
И именно деградация человеческого потенциала, прежде всего русских, является первопричиной вооруженных конфликтов в нашей стране, упадка во всех сферах деятельности россиян, техногенных и иных катастроф, разрушения ОПК, развала армии и флота, системной коррупции во властных структурах и правоохранительных органах.
Народы, имеющие единый жизненный код и близкую систему нравственных ценностей, образуют этнокультурные цивилизации (мир цивилизаций) и, как правило, формируют общие системы внешней и внутренней безопасности. У нас – по-другому. Россия вот уже много лет не является лидером православно-славянской цивилизации. Более того, за последние годы российские властные и бизнес-структуры довели отношения с Белоруссией до политико-экономического конфликта, с Украиной – до уровня межгосударственного противостояния (в будущем не исключаю и вооруженного столкновения), с православной Грузией – до войны.
Долго в таком состоянии ни общество, ни государство находиться не могут. Или происходит социальный взрыв и страна выходит на новую орбиту развития, или же исчезает с политической карты мира. Иного не дано.