График присутствия в СМИ председателя правительства и главы государства показывает явную синхронность их появлений перед журналистами. Владимир Путин редко позволяет обойти себя в цитировании, а если и позволяет, то уже на следующий день дает прессе еще более весомый повод для обсуждения.
Тематика и тон выступлений премьера и президента сильно разнятся. Обоих показывают озабоченными проблемой углубляющегося кризиса, однако Путин при этом нарочито держится в тени, он редко выходит на экран с оптимистичными или резкими заявлениями. Чего не скажешь о Медведеве, который едва ли не ежедневно высказывает свое недовольство политикой правительства. Путин не выглядит смущенным или обиженным – такое впечатление, что Медведев играет по правилам, оговоренным сторонами.
При этом премьер показывает, как он занимается самыми важными для страны делами – в каждый отдельно взятый момент ее истории. В то время как Медведев делает совсем не бесспорные заявления. Для сравнения: в конце апреля Путин разруливает газовый кризис с Украиной, а Медведев в тот день заявляет о намерении России защищать границы Абхазии и Южной Осетии силами российских пограничников. А также заявляет, что, несмотря на кризис, «все социальные обязательства перед гражданами, которые мы на себя взяли, должны исполняться в полном объеме». Эти самые граждане могли бы поразмыслить о путях достижения такой благородной цели, и тогда стало бы понятно, что она не вполне достижима. Или достижима – но уже за счет сокращения других расходов. Сокращению априори не подлежащих, например, на армию.
Следующий пик цитирования Путина – 12 мая, во время его визита в Японию. Премьер-министр дал интервью японским СМИ, выступил на бизнес-форуме и конференции губернаторов России и Японии в Токио, провел переговоры с главой правительства страны Таро Асо, представил книгу про дзюдо на японском языке. Он также пригласил японские компании участвовать в подготовке к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Кроме того, Путин встретился с бывшим премьер-министром Японии Коидзуми. В этой беседе он таким образом построил свой ответ на вопрос о спорных островах, что японцы поняли, с кем надо договариваться по этому щепетильному предмету: «Что касается увязки торгово-экономического сотрудничества и мирного договора.
Хочу вам сразу и определенно сказать, мы ведем разговоры по заключению мирного договора не для того, чтобы создать условия для экономического сотрудничества, а мы развиваем экономическое сотрудничество для того, чтобы создать условия для подписания мирного договора».
Премьер снова доказывает, что он не просто хозяйственник. Он проводит международные переговоры как президент, ведь в Японии именно премьер-министр является главой государства. Более того: он дает понять, что решение Медведева о том, будет ли тот баллотироваться на будущих президентских выборах, в немалой степени зависит от него, Владимира Путина.
Конец мая ознаменовался новым оригинальным поводом для активного цитирования Владимира Путина. Премьер встретился с лидерами профсоюзов, съехавшимися со всей страны в Москву, и продемонстрировал свою озабоченность самой болезненной проблемой страны – растущей безработицей. Более того: аккурат к профсоюзному форуму был приурочен выпуск очередного номера журнала «Русский пионер» – с колонкой, собственноручно написанной для этого издания главой правительства.
Речь премьера образна и критична в отношении профлидеров, которым он не дает расслабиться и предупреждает об ответственности за возможные протестные акции. Становится понятно, что требует председатель правительства от профсоюзов: «Нужно своими действиями добиваться позитивных изменений к лучшему, а не загонять ни страну, ни отрасль, ни предприятие в тупик и не доводить до банкротства. Когда-то было модно повторять, была модной известная фраза: «Булыжник – оружие пролетариата». Сегодня ничего подобного. Голова – главное оружие пролетариата. Мозги».
Еще более образная цитата Путина – из его колонки в журнале: «Уволить человека – серьезнейший вопрос. Иногда со стороны кажется, что человека надо просто метлой гнать. Но я вас уверяю, что это не всегда так. Ни в коем случае нельзя человека опорочить за глаза, нельзя уволить и выбросить вон только потому, что кто-то что-то тебе сказал про этого человека... Я слишком хорошо понимаю, что в таких случаях часто имеет место сложная политическая борьба». «Я, в отличие от прежних, советских руководителей, всегда делаю это лично... Я обычно вызываю человека в кабинет и прямо с глазу на глаз говорю: есть конкретные претензии – такие и такие. Если вы считаете, что это не так, не соответствует действительности, то, пожалуйста, вы можете бороться с этим, оспаривать». После этих слов каждый уволенный в России может не сомневаться – глава государства о нем помнит, а справедливость – восторжествует.
5 мая Медведев встречается с партией «Справедливая Россия», и снова делает весьма спорное заявление: о перемещении к 1 июля всех игорных заведений России в четыре специально отведенные зоны. При этом ясно, что никаких зон не существует, а закон будет скорректирован.
21 мая президент в преддверие саммита ЕС–Россия посетил Хабаровск, где выступил перед студентами местного университета. Там он сделал два важных заявления, которые быстро разошлись в эфире. Во-первых, он сообщил о желании лично возглавить комиссию по инновациям, поскольку дело «провальное»: «чтобы все-таки был самый высокий уровень принятия решений, чтобы эти решения как-то начали жить и работать». Второй популярный ответ Медведева, вызвавший широкий отклик в прессе, – его заявление о том, что он уйдет – «рано или поздно» – и вернется к преподаванию: «Потому что это хорошая возможность поддерживать себя в нормальной интеллектуальной форме». Заявление это неплохо смотрелось бы на исходе президентского срока, да и то, если бы Медведев отказался от участия в следующих выборах. В контексте хабаровских встреч оно прозвучало несколько странно.
Решающее заявление сделал Медведев 26 мая, и оно выглядело как некий спор с правительством Владимира Путина: «Для нас главное, чтобы кризисное измерение нынешнее все-таки развивалось в правильную сторону, потому что нам из этого кризиса нужно извлечь очень серьезные уроки┘ Кризис можно использовать по-разному: можно использовать в позитивном измерении – издержки свои снижать, заниматься энергоэффективностью, а можно просто тупо цены надувать или заключать какие-то корпоративные сговоры для того, чтобы ситуацию на рынке поставить под контроль».
Второе его заявление в тот же день выглядело не слишком убедительным, хотя тиражировалось как основное. Выступая на правительстве, Медведев сообщил: «В 10-м году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тысяч рублей в месяц. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров. В том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации». Удивительным в этом сообщении выглядело представление президента о бедности и богатстве среднестатистического российского пенсионера: при том, что который год инфляция съедает любые надбавки к пенсиям.