Европейскому суду по правам человека регулярно приходится разбирать жалобы россиян, пострадавших от произвола милиции.
Фото Reuters
В Нижнем Новгороде сейчас расследуется громкое уголовное дело: два сотрудника криминальной милиции ГУВД (один действующий, а другой бывший) похитили человека с целью выкупа. Среди бела дня 19 мая с.г. они схватили прямо на улице мужчину, шедшего вместе с 10-летним сыном, затащили в машину, избили, угрожали, по его словам, подложить наркотики, а потом начали звонить его жене, требуя 100 тыс. руб. за его освобождение.
Заметим, что пострадавший сидел за хранение наркотиков и только недавно освободился из колонии. Это, видимо, добавляло милиционерам ощущения их безнаказанности. Жена пострадавшего, не имея таких денег, обратилась в Управление собственной безопасности ГУВД. Одного из милиционеров задержали с поличным при получении части требуемых им денег. Другой сумел скрыться и сейчас находится в розыске. Первый свою вину отрицает, но показания свидетелей и неопровержимые улики (например, кровь потерпевшего в салоне машины милиционера) не оставляют у следователей сомнений в его виновности.
Кроме этого сейчас расследуется дело в отношении двух других милиционеров. В кабинете Нижегородского РУВД они почти всю ночь пытали таксиста Алексея Якимова, а под утро отвезли его к Волге и бросили в ледяную воду (дело было в начале апреля). Тому удалось чудом от них сбежать. Примечательно, что Якимова все это время в милиции удерживали незаконно: он не был даже задержан, никаких официальных документов о его пребывании в РУВД не составлялось, а сами милиционеры даже никак не объясняли ему мотивы истязаний. Дело в отношении этих стражей порядка было возбуждено лишь после того, как инцидент был предан огласке и получил широкий резонанс в прессе.
По словам председателя Межрегионального комитета против пыток Игоря Каляпина, сотрудники милиции чувствуют себя бесконтрольными и безнаказанными, полагая, что им все можно. «Ситуация как минимум не улучшается, – говорит он, – с этой армией вооруженных и нищих людей надо что-то делать».
Между тем в Нижнем Новгороде заканчивается срок давности еще одного громкого уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов. Без малого 10 лет назад милиционеры и следователи прокуратуры неоднократно насиловали и пытали Ольгу Маслову. Отчаявшись добиться справедливости в России, Маслова выиграла процесс в Страсбурге. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил ей компенсацию в 70 тысяч евро. А вот виновные той истории (среди них оказались дети высокопоставленных юристов), ставшие теперь адвокатами, так и не наказаны. Дело направлено на очередное доследование. Однако через полгода срок уголовной ответственности подозреваемых истечет.
Пока же в ЕСПЧ продолжают поступать новые жалобы нижегородцев на действия милиционеров. Так, 28 мая в Страсбург направлено дело Сергея Горщука, жалующегося на пытки в Канавинском РУВД и неэффективное расследование этого инцидента.
Нижегородские милиционеры, судя по всему, фигурируют в процессах Европейского суда чаще, чем их коллеги из других регионов. По словам правозащитника Игоря Каляпина, так происходит не потому, что сотрудники правоохранительных органов здесь особенно зверствуют. Просто Межрегиональный комитет против пыток, занимающийся независимым расследованием подобных дел и оказывающий юридическую и психологическую поддержку пострадавшим, базируется в Нижнем Новгороде, здесь о нем знают больше людей и чаще обращаются за помощью. На самом деле местная ситуация с милицейскими пытками довольно точно отражает менее очевидное положение дел в других регионах страны. То есть нижегородские милиционеры пытают не хуже других, им просто не повезло с правозащитниками.
Нижний Новгород