0
3930
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.04.2009 00:00:00

О любви к Родине с открытыми глазами

Тэги: патриотизм


патриотизм Жизнь иногда дает поводы гордиться своей страной.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

Любовь к Родине в мирной жизни – дело интимное. Я не верю ни одному человеку, публично признающемуся в патриотизме. У этих людей в моих глазах нет «кредитной истории». Как только появляется возможность взглянуть поглубже в жизненный путь «пламенного патриота», так сразу выявляется корысть. Всегда одно и то же: выгодный обмен красивых слов на материальные блага, квартиры, должности, дачи, тиражи. Вот письмо писателя А.Виноградова И.Сталину от июля 1935 года, в котором он сформулировал свои «конкретные желания» вождю. Он хочет, чтобы Сталин определил «линию его близкого общения с ВКП(б), как человека, готового в любую минуту отдать все, не исключая жизни, нашей стране». Взамен требуется всего ничего. Во-первых, «поручить Гослитиздату начать печатание моего пятитомника». Во-вторых, «ввести меня в состав правления Союза писателей». В-третьих, «приказать Литфонду полностью меня с семьей обеспечить медицинским обслуживанием по Сан. Упр. Кремля». В-четвертых, «обеспечить максимальное благоприятствование всем видам моей литературной работы». Вот такой патриотизм, такая любовь к Родине.

Вообще-то до большевиков патриотизм был делом естественным для русского человека. Так было устроено его воспитание, православная вера с идеалом повторить путь Господа Бога нашего, с восхождением на Голгофу в 33 года. При такой системе ценностей наши люди почти никогда не заботились о материальном благе, богатой жизни. Потому и называли Русь Святой. В том смысле, что люди, лишенные практической хищности, всегда выглядят святыми, легкими и щедрыми. И не было никакого противопоставления понятий «отечество» и «режим власти». «За веру, царя и отечество!» – победный, а часто и предсмертный крик русского человека на протяжении веков.

Но тут случилась революция, все спуталось и перемешалось в головах, судьбах и оценках современников почти на целый век. Кто больше Родину любил: Чапаев или Каппель? Врангель или Фрунзе? Ленин или Николай II? Мандельштам или Маяковский? Сталин или Тухачевский? Солженицын или Михалков?

А миллионы соотечественников, которые приветствовали разрушение православных храмов, превращение их в скотные дворы, уничтожение духовенства? Они Родину любили или партию, начертавшую на своих знаменах «религия – опиум народа»?

Народ оказался расколот по признаку отношения к правящему режиму. Родину все любят, а режим не все. И те, кто у власти, всегда норовят своих политических противников выдать за «врагов народа» и «предателей Родины».

Когда наши войска входили в Будапешт, Прагу и Кабул, могли ли солдаты по совести сказать так, как прозвучало из репродукторов по всей стране в полдень 22 июня 1941 года: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»?


Им еще предстоит делать историю.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Те, кто нашел гражданскую смелость выступить против оккупации «братских народов», были названы «отщепенцами» и «внутренними эмигрантами», а те, кто заливался соловьем о «дереве в центре Кабула», – «патриотами». А потом Советский Союз распался из-за невозможности нести бремя интернационального долга, а «патриотам» – хоть бы хны! Они опять на коне во главе патриотического движения и требуют идти войной и на Грузию, и на Украину, и на всех, кто не с нами. И витийствуют эти горлопаны с экранов телевизоров, и получают финансовую поддержку из бюджета, и награды в Кремле.

Смотрю я на все это и диву даюсь: ничему никто не научился.

Когда-то я хотел создать общественное движение под названием «Я хочу гордиться Россией». С программой-минимум – перестать стыдиться. Мне все говорили, что название – слишком длинное и неуклюжее, нужно проще: «Гордиться Россией!» А я все твердил, что из моей мечты нельзя убрать ни одного слова. Потому что эта фраза – не императив-приказ, а код личного ответственного поступка. Именно я, именно хочу, именно гордиться. Политических союзников я тогда не нашел.

А по теме любви к Родине мне ближе всего чаадаевское: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с замкнутыми устами». России срочно требуются единомышленники Петра Чаадаева.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1098
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
777
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
881
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
936

Другие новости