Официально в Петербурге сейчас зарегистрировано около 25 тыс. безработных. Но даже в городском комитете по труду и занятости признаются – для реального понимания масштабов проблемы эту цифру надо умножать минимум на три. И это без учета многочисленных трудовых мигрантов, которые также попали под волну сокращений. В этих условиях чиновники пытаются вселить в людей оптимизм, предлагая пройти курсы переквалификации.
По оценке комитета по труду и занятости, реальная безработица в Петербурге находится на уровне 54–55 тыс. человек, то есть примерно 2% от числа трудоспособных граждан. В эту статистику не входят люди, отправленные в отпуска за свой счет и находящиеся в простое. В начале весны 2009 года численность работников, переведенных на неполное рабочее время и находящихся в простое по инициативе работодателей, превысила 10 тыс. человек. Но это опять же лишь официальная статистика. Численность целой армии оставшихся без работы гастарбайтеров не может оценить даже городская администрация. И никаких мер для трудоустройства этой части населения не принимается – им предлагаются лишь социальные работы, и то только для того, чтобы заработать на билет домой.
«Официальным» петербуржцам повезло немного больше – им город предлагает пройти курсы переквалификации и освоить различные трудовые специальности. Предполагается, что спрос на эти специальности в условиях кризиса будет больше. Правда, статистика увольнений этому доводу несколько противоречит. Ведь именно обрабатывающие производства, строительные и проектные организации (где, по идее, должны быть востребованы трудовые специальности) лидируют по сокращениям и увольнениям. Это ОАО «ГОЗ Обуховский завод», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», ОАО «Силовые машины», ОАО «Светлана» и многие другие. Даже традиционно сильные предприятия пищевой промышленности, такие как ОАО «Парнас-М» и ОАО «СанИнБев», проводят сокращения и уменьшают заработную плату сотрудников. Так что даже переквалификация из юриста в асфальтоукладчика не гарантирует трудоустройства.
Не обещают спокойной жизни и госслужащим. В конце марта правительство Петербурга выпустило постановление о предельной численности служащих в исполнительных органах государственной власти. Согласно документу количество чиновников в Петербурге сокращается на 220 человек, это около 2,5% от числа всех городских чиновников.
Рост безработицы, уменьшение заработных плат и скачок цен на многие продовольственные товары провоцируют панические настроения среди петербуржцев. Статистика самоубийств на почве безысходности не афишируется, но слухи о некоторых странных поступках петербуржцев, оказавшихся в безвыходном положении, быстро облетают весь город. Например, бывший менеджер среднего звена Алексей Лебедев, потерявший работу около двух месяцев назад, решил искать спасения от кризиса в КНДР. Разочаровавшись в капитализме, устав от ежедневной груды неоплаченных счетов, он решил связать свою дальнейшую судьбу с коммунистической державой. При поддержке организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» он подготовил заявление в посольство КНДР в России с просьбой предоставить ему убежище. Сейчас Алексей Лебедев штудирует историю Кореи, учение чучхе и основы марксизма-ленинизма. Несмотря на низкий уровень жизни в Северной Корее, петербуржец считает, что там ему будет все равно лучше.
Санкт-Петербург