Принято считать, что отношения между губернатором Виктором Толоконским и мэром Новосибирска Владимиром Городецким практически безоблачные. С этим утверждением обычно не спорят ни аналитики, ни политики. Прежде чем занять пост главы области, Толоконский был мэром Новосибирска, а Городецкий – его первым заместителем. Так что говорить о каких-то крупных публичных конфликтах или тем более о затяжной схватке между этими лидерами не приходится. Как правило, этот тип взаимоотношений между региональным лидером и главой областного центра выдается за большое достижение – особенно в сравнении с некоторыми другими регионами.
Другое дело, что у мэрии и обладминистрации могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы. И часто позиция Виктора Толоконского берет верх. Как-то на одном из совещаний кто-то из предпринимателей пожаловался Толоконскому на действия чиновников городской администрации. «Эта проблема будет решена, – пообещал Толоконский и добавил: – Вообще-то этот вопрос в компетенции города, но там обычно к моему мнению прислушиваются». С другой стороны, область часто идет на уступки Новосибирску. Например, мэрия давно выступала за то, чтобы перераспределить налоговые поступления в пользу города, и несколько лет назад обладминистрация соответствующее решение приняла.
Во время избирательных кампаний Виктор Толоконский обычно давал ясно понять избирателям, что он поддерживает Владимира Городецкого. Правда, четыре года назад он это сделал лишь в последний момент. У Городецкого был сильный соперник – телемагнат Яков Лондон, и действующий мэр выиграл только во втором туре. Зато к выборам, которые состоятся 1 марта с.г., Толоконский сразу сделал заявление, из которого следовало, что кандидата лучше Городецкого не найти.
С мэрами других муниципальных образований отношения у губернатора несколько иные. Формально у градоначальников масса полномочий, но фактически большинство муниципалитетов являются дотационными, а финансовая зависимость, как известно, самая крепкая. Время от времени депутаты облсовета говорят о том, что надо бы передать в районы часть дополнительных налоговых поступлений, чтобы у тех появился хороший стимул развивать экономику. Обладминистрация, отчасти соглашаясь с этими доводами, двигается к этой модели очень осторожно.
Как правило, какие-либо серьезные противоречия между губернатором и муниципальными властями, если они есть, не выходят в публичную плоскость. Было лишь одно исключение. В Барабинске несколько лет назад разразился самый настоящий политический кризис (см. «НГ» от 22.03.07). Избранный мэр города Евгений Белека не смог найти общий язык с депутатским корпусом и с местными элитами, на какое-то время даже объявлял голодовку. Нормальное управление городом, как признавали все стороны, было парализовано. Борьба продолжалась в течение нескольких месяцев. Эксперты отмечали, что у областной администрации просто не было рычагов, с помощью которых можно было бы прекратить этот конфликт. Более того, говорили о том, что таких рычагов нет в законодательстве вообще. Мэр Барабинска был отстранен от должности много позже. Только после того, как прокуратура нашла в его действиях массу серьезных нарушений.
Новосибирск