Количество регионов, где не проводятся прямые выборы мэров, постепенно увеличивается.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Мэр Красноярска Петр Пимашков управляет столицей края с 1996 года. За это время на его кресло со стороны края неоднократно совершались покушения, однако Петр Иванович продемонстрировал редкую способность выживать и его позиции по-прежнему прочны.
Первая попытка проверить позиции Пимашкова на прочность была предпринята в эпоху губернаторства Александра Лебедя, когда на пост претендовали одиозные личности из окружения генерал-губернатора. Однако в конце концов Александр Лебедь вынужден был констатировать: «Город-герой Красноярск так и не сдался».
С приходом в регион Александра Хлопонина лобовые атаки на Пимашкова не предпринимались, хотя попытки установить контроль над муниципальной властью Красноярска все же были. Самая очевидная случилась летом 2007 года, когда в первые заместители градоначальнику был сосватан один из ближайших соратников Хлопонина, выходец из «Норильского никеля» Виталий Бобров. В том же году местная политическая тусовка Красноярья активно обсуждала вариант переезда мэра в Белокаменную в качестве депутата Госдумы РФ. По некоторым данным, эту возможность не исключал и Пимашков, но в итоге в январе 2008-го все же пошел на очередные выборы главы города и, практически не ведя избирательной кампании, набрал 70%.
«Пимашков, конечно, не является членом команды Хлопонина. Возможно, губернатор и хотел бы видеть на его месте другого человека, но вся проблема для краевой власти заключается в том, что они никак не могут найти фигуру, сопоставимую по масштабу с Петром Ивановичем», – утверждает политолог Сергей Комарицын.
Но Красноярск является исключением в последовательно выполняемом плане Хлопонина по мягкой чистке муниципальной номенклатуры. Способы приведения руководителей органов местного самоуправления к единому – «хлопонинскому» – знаменателю были разными. В некоторых ключевых городах края, таких как Минусинск, Норильск, Лесосибирск, были внесены принципиальные поправки в уставы муниципальных образований, которые позволили лояльным губернатору горсоветам выбирать глав исполнительной власти. В другие важные территории Хлопонин направлял бригады политтехнологов, которые успешно меняли не вписывающихся в краевой тренд мэров на вменяемых людей из губернаторской команды. Например, таким образом в 2007 году в ожесточенной борьбе на выборах в Ачинске победил Илай Ахметов, который благодаря помощи из краевого бюджета за короткое время смог поставить на ноги находившийся в депрессии город. По похожему сценарию сейчас проходят выборы в Назарове, где кандидатом губернатора является заместитель министра экономики края Сергей Сетов.
«Взаимоотношения губернатора и мэров в Красноярском крае осуществляются на конструктивной основе, – констатирует политолог Павел Клачков. – В этом смысле край на фоне некоторых других субъектов РФ выглядит достаточно прилично. Механизм учета мэрами интересов региона в целом работает четко. Есть и обратная связь. Оправдывает себя институт губернаторских полпредов, обеспечивающий оперативную связь губернатора с каждой территорией края».
Красноярск