0
2126
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.01.2009 00:00:00

Команда "Газы!"

Тэги: конфликт, россия, украина, газ


Газовые противоречия между Россией и Украиной, занимающие сейчас умы наблюдателей в России и по всей Европе, имеют долгую предысторию. Еще в 1993 году, когда образовались первые долги Украины за газ, «Газпром» впервые пригрозил Киеву отключением. «Так больше продолжаться не может, если украинская сторона не найдет возможности оплатить полученный газ, придется прекратить поставки», – угрожал тогдашний глава газового монополиста Рэм Вяхирев, сокрушавшийся по поводу двухмесячных задержек платежей за газ.

Конфликт тогда удалось успешно разрешить. Но одновременно с этим Киев понял, какими он обладает возможностями для сопротивления: в тот момент транзит газа из России в Европу шел только по украинской территории, потому перекрыть вентиль Москва на самом деле не могла – пострадали бы основные потребители российских энергоресурсов.

С тех пор взаимные энергетические упреки и претензии прочно вошли в повседневную практику российско-украинских отношений, отражаясь и на отношениях двух государств с Европой. Разве что накал страстей и уровень скандальности темы лишь в последние годы выросли на порядок.

Внутренняя логика процесса за все это время практически не изменилась. Россия по-прежнему рассматривает поставки газа в первую очередь с точки зрения экономического и политического влияния, а если точнее – давления на сопредельное государство. А для украинской элиты энергетические вопросы все так же, как и прежде, главным образом являются элементами борьбы за власть и передела собственности (что в украинских реалиях зачастую означает примерно одно и то же).

Примечательно сходство в терминах, которые применяют участники газового противостояния все эти годы. Те же долги и воровство, те же посредники и коррупция, что с десяток лет назад, сейчас занимают основное место в риторике действующих лиц по обе стороны российско-украинской границы. «Мы должны прекратить воровство и цивилизованно строить свои отношения с Россией», – касаясь газовой темы, неожиданно призналась еще в 2000 году не кто-нибудь, а Юлия Тимошенко, тогдашний первый вице-премьер Украины.

Уже в те времена она, как видно, пыталась наладить эксклюзивные отношения с Москвой в области энергетики для укрепления своих внутриполитических позиций. Впрочем, такая откровенность с украинской стороны по понятным причинам всегда была скорее исключением, чем правилом.

А еще руководством двух государств во главу угла постоянно ставится пресловутая защита интересов европейских потребителей газа, давно уже декларируемая ключевыми фигурами как в Москве, так и в Киеве в качестве одной из главных задач российско-украинских газовых взаимоотношений. В этой связи, следя за перипетиями «энергетических войн», не стоит забывать: позиция западных соседей в газовых «спорах славян между собою» всегда была для участников этих споров важным фактором.

По сути, нынешний этап газовых противоречий лишь наиболее выпукло за последнее время обозначил всю глубину российско-украинских газовых проблем. Впрочем, не только газовых – в нем как в капле воды отражается дошедший едва ли не до предела уровень претензий руководства России и Украины друг к другу. Не случайно, обвиняя Киев в неуплате долгов и воровстве газа, российские власти нет-нет да и припомнят украинским коллегам и оранжевую революцию, и историю с поставками украинских вооружений в Грузию.

Заодно нынешний конфликт впервые четко обозначил бессилие Европы, тщетно пытающейся как-то повлиять на ситуацию. И Россия, и Украина к Европе по-прежнему прислушиваются, но уже не больно-то ее слушают. Для сравнения вспомним, к примеру, ситуацию начала 2006 года, когда, в том числе под давлением с Запада, Москва и Киев относительно быстро пришли к соглашению.

Глядя на предысторию нынешних газовых баталий, легко заметить: до оранжевой революции и прихода Виктора Ющенко на пост президента Украины энергетические противоречия никогда не проявлялись столь конфликтно. Во всяком случае, при подчас крайне жесткой риторике сторонам удавалось находить общий язык и успешно договариваться. Открытых столкновений такого уровня предыдущая история российско-украинских газовых взаимоотношений не знает.

Ситуация изменилась в 2005 году. Причем по уровню внимания прессы нынешний конфликт, который, казалось бы, зашел куда дальше всех предыдущих, уступает пальму первенства двум другим газовым кризисам, состоявшимся с той поры.

Абсолютным лидером по медиавниманию остается первая газовая война рубежа 2005–2006 годов. Тогда, напомним, «Газпром» настаивал на том, чтобы продавать газ Украине по 230 долларов за тысячу кубометров. В итоге, после переговоров и новогоднего отключения газа, стороны сошлись на цене в 95 долларов.

Чуть меньшее внимание СМИ привлекла очередная эскалация напряженности в российско-украинских газовых отношениях, пришедшаяся на февраль–март прошлого года. Тогда «Газпром» снова приостановил подачу газа на территорию Украины. Проблема заключалась в непогашенном соседней страной долге за газ. Противоречия удалось урегулировать, но лишь до конца года, когда ранее не оплаченный Украиной газ снова стал предметом конфликта и в конце концов привел к нынешнему кризису. Или по крайней мере стал для него поводом.

Очевидна в этой связи тесная взаимосвязь всплеска газовых противоречий с неприязненными отношениями руководства двух государств и, как следствие, весьма существенная, хотя и не признаваемая основными действующими лицами, политическая составляющая в нынешней ситуации. У многих наблюдателей сложилось впечатление, что подоплекой конфликта является вовсе не газ, а политические интересы сторон, и что Россия сознательно довела дело до обострения отношений. Ведь до прихода к власти в соседней стране не слишком жалуемой в Кремле оранжевой команды таких ожесточенных столкновений вокруг газа не было. Между тем первую газовую войну 2005–2006 годов наблюдатели называли как раз местью России за оранжевую революцию. Сейчас же у многих экспертов складывается ощущение, что с российской стороны и ставки стали повыше, и политические цели посерьезней, чем три года назад.

Впрочем, украинская элита в этой ситуации охотно отвечает Москве тем, чего от нее в российской столице скорее всего и ждут, – новым этапом внутренних «разборок». Не случайно в Киеве снова заговорили об импичменте президенту и отставке правительства. На вооружении у противоборствующих политических групп – тема газовых посредников, чье участие в поставках энергоресурсов в страну выглядит весьма сомнительно с коррупционной точки зрения и весьма привлекательно для использования в политической борьбе.

Российская сторона в конфликте внешне проявляет максимальную открытость перед СМИ и партнерами в Европе. Насколько можно судить, эта позиция находит определенную поддержку на Западе: Европа внешне более лояльно относится к российским аргументам, чем прежде. Что не означает, однако, безусловного признания европейцами российской позиции. Более того, следя за европейскими СМИ, легко убедиться, что от газового конфликта реноме и России, и Украины страдает практически в равной степени.

Примечание к таблице

1. «Исчезновение» 7,8 млрд. куб. м газа в подземных хранилищах «Нафтогаза».

2. Предложение «Газпрома» «Нафтогазу» приобретать газ в 2006 году по 230 долл. за 1 тыс. куб. м. Весь декабрь – переговоры. До Нового года контракт не был подписан.

3. Приостановлена подача газа на территорию Украины.

4. Избранная премьер-министром Юлия Тимошенко заявила о необходимости пересмотра отношений с «Газпромом».

5. В контексте жестких переговоров с Белоруссией о цене газа на 2007 год упоминается аналогичная ситуация с Украиной.

6. Обострение отношений с Украиной из-за непогашенного долга в размере около 2 млрд. долл. за поставленный «Газпромом» газ.

7. Россия отменила запланированную на 12 февраля остановку подачи газа в Украину.

8. Из-за так и не погашенного долга «Газпром» сократил поставки газа в Украину. «Нафтогаз» в ответ пригрозил сократить объем транзита в Европу.

9. Начало переговоров по погашению долга Украины за поставленный газ, начало переговоров по контракту на 2009 год.

10. Срыв переговоров по новому контракту, отбор газа Украиной из транзитного объема, остановка транзита в Европу, привлечение ЕС для решения проблемы, создание международного механизма по мониторингу транзита на территории Украины. Продолжение переговоров по контракту по поставке газа для Украины на 2009 год.

 

Примечание к таблице

1. «Газпром» предупредил о возможном прекращении с 1 января поставок в Украину, если Киев до конца года не заплатит долг за топливо.

2. Поставки российского газа в Украину обсудили сегодня в Москве руководители «Газпрома» и «Нафтогаза».

3. Всего сутки остаются не только до наступления Нового года, но и до того момента, когда Украина должна погасить долг за российский газ (это более 2 млрд. долл.) и заключить новый контракт на его поставку.

4. «Газпром» получил официальное письмо от «Нафтогаза Украины». В нем сообщается, что, если между Киевом и Москвой не будет подписан новый договор на 2009 год, Украина отказывается гарантировать поставки российского газа в страны Евросоюза и, более того, с 1 января начнет его конфискацию.

– Украина в одностороннем порядке сократила транзит российского газа на Балканы;

– «Газпром» направил письмо в Европейскую комиссию с предложением обеспечить независимый мониторинг объемов транзита через украинскую территорию;

– «Газпром» во второй половине дня принял решение приостановить подачу топлива на российско-украинскую границу;

– Евросоюз направляет своих наблюдателей в Украину, они проконтролируют работу ее газотранспортной системы;

– Украина согласилась создать международную многостороннюю мониторинговую комиссию в оговоренном составе для контроля за транзитом российского газа через свою территорию.

5. Россия получила подписанный Украиной протокол по контролю за транзитом российского газа.

6. На 10 часов утра вторника предварительно запланирована пробная прокачка российского газа в Европу через Украину.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
1189
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
5374
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2872
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6704

Другие новости