Оба государственных лидера не забывают подчеркивать и общность своих интересов, и единоство в целях.
Фото Reuters
Центральные персонажи российской политики Дмитрий Медведев и Владимир Путин весь уходящий год воспринимались как неразрывное целое. Между тем общая картина медиаинтереса к их фигурам получилась, с одной стороны, довольно предсказуемой, с другой – содержащей некоторые сюрпризы.
К примеру, Дмитрий Медведев совершенно неожиданно получил немало негативных замечаний в свой адрес на федеральном телевидении. Сюжетов такого рода в отношении преемника Путина в течение года насчиталось 14. Видеть имя действующего президента страны в компании столь неоднозначных персон, как Геннадий Зюганов (15 критических телематериалов) и Рамзан Кадыров (9), оказалось довольно странно. Во всяком случае, стереотипное представление о федеральном ТВ как о СМИ, от которого сложно дождаться критических стрел в адрес первых лиц государства, не позволяет сразу поверить в приводимые экспертами цифры. Владимиру Путину, к примеру, было посвящено всего три негативных материала на телевидении, что более похоже на привычную картину.
Возможное объяснение этой аномалии – обстоятельства предвыборной кампании, прошедшей в начале года. Судя по всему, Медведев потерял очки именно в условиях избирательной гонки, допустившей более значительную, чем обычно, широту высказываемых на телевидении мнений. В любом случае до московского мэра Юрия Лужкова, которому телевидение в минувшем году посвятило 45 негативных сюжетов, Медведеву далеко.
Еще один несколько неожиданный итог сравнительного представления Медведева и Путина в информационном пространстве уходящего года – безусловное доминирование действующего президента в характере медиаосвещения деятельности участников властного тандема. По подсчетам экспертов, СМИ благоприятствовали Медведеву в оценках почти в полтора раза больше, чем Путину. Причем премьер получил не только сравнительно меньше позитива в освещении своей персоны, чем нынешний президент, но и больше негатива: если Медведев «заслужил» 7779 положительных журналистских упоминаний и лишь 1940 негативных, то Путин – 2399 и 3011 соответственно.
Но на самом деле общая картина освещения деятельности президента и премьера в СМИ в течение года была достаточно ровной, а небольшое преобладание Медведева стало фиксироваться во второй половине года.
Резкий скачок в показателях президента, изменивший ситуацию однозначно в его пользу, случился в августе, под влиянием войны на Кавказе и признания Россией Абхазии и Южной Осетии независимыми государствами.
Судя по всему, именно то, что военно-дипломатический успех государства и его решительные внешнеполитические действия были связаны СМИ главным образом с нынешним хозяином Кремля, и предопределил отрыв его показателей от премьерских.
Помимо этих событий позитивный характер освещения фигуры Медведева в СМИ также формировала положительная медиаоценка его участия в XII международном экономическом форуме и Послания Федеральному собранию. Вообще складывается ощущение, что Медведев меньше, чем Путин, занимается рутиной, больше внимания уделяет глобальным вопросам, причем не только российской, но и международной повестки дня. В результате Медведев в зеркале СМИ выглядит «стратегом» и «победителем».
А вот медиаобраз Путина-2008 несколько иной. С информационной точки зрения ключевыми событиями уходящего года для премьера стали его избрание на пост председателя «Единой России», недавняя «прямая линия» с населением и последняя пресс-конференция в качестве президента. Между тем все это события скорее партийного и имиджевого, нежели государственного характера.
Как госруководитель Путин запомнился в первую очередь практической борьбой с финансовым кризисом – позиция, оказавшаяся не слишком сильно востребованной СМИ, да и не ознаменовавшаяся пока значимыми результатами. Вероятно, именно по этой причине Путин проигрывает Медведеву в акцентах, расставляемых СМИ в оценке действий правящего дуумвирата. И это при том, что общее количество сообщений о премьере все же незначительно выше, чем о действующем президенте (344 421 информсюжет в уходящем году был посвящен Путину и 334 599 – Медведеву). Другими словами, в последнее время именно Медведев «снимает сливки» с медиаинтереса к президентско-премьерскому тандему.
Примечательно с этой точки зрения информационное пространство последних двух месяцев. Если в октябре Медведев и Путин шли практически вровень по качественным характеристикам посвященных им сюжетов (небольшое преимущество все же было у президента), то в ноябре Медведев ушел в отрыв. Лидерство ему было обеспечено его же резонансным Посланием парламенту. Под влиянием внимания СМИ к тезисам президентского выступления Путин ушел в тень, но лишь до конца ноября – начала декабря, когда на волне медиаинтереса к съезду ЕР и прямой линии с населением сумел восстановить прежние позиции и даже немного опередить первое лицо государства.
Этот рывок показывает, насколько на самом деле нестабилен медиаинтерес к первым фигурам власти и условно общее качественное превосходство в СМИ Медведева над Путиным. Баланс между двумя лидерами сохраняется. Другое дело, что второму лицу в государстве удается поддерживать этот баланс преимущественно за счет эксплуатации сохраняющегося с прежних времен повышенного интереса к собственной персоне, а не каких-то резонансных информповодов, которых Путин как премьер как раз создает мало.
Любопытны темы, в контексте которых два руководителя страны предстают в информационном пространстве в последние два месяца. Безусловный конек Медведева – международные отношения, право и силовые структуры. Среди наиболее запомнившихся событий – изменения Конституции, вояж главы государства по странам Латинской Америки и его интерес к армии и военным проблемам. В центре внимания Путина – экономические вопросы, в том числе финансы и ТЭК.
Информационная картина в целом позволяет сделать вывод о некоем условном разделении обязанностей в правящем тандеме. Медведев явно увлечен глобальными проектами вроде правки Конституции, создания новой системы безопасности в Европе и новой мировой финансовой архитектуры. Путин же пока главным образом занимается внутрироссийской экономической конкретикой. И президент, и премьер не забывают подчеркивать и общность своих интересов, и единоство в целях, периодически проводя двусторонние встречи и поддерживая инициативы друг друга.
Другой вопрос, что, как уже показала практика, сосредотачиваясь исключительно на конкретных экономических проблемах, Путин становится довольно уязвимым перед проблемой снижения качественного интереса СМИ к своей персоне. В то время как вроде бы имеющие мало общего с конкретными проблемами страны действия Медведева вызывают устойчиво высокий медиаинтерес.
Сводные данные медиаполя за период с 1 января по 9 декабря 2008 года |
||||||
Персона |
Кол-во сообщений |
Кол-во конфл. сообщ. |
Главная роль |
Негативный характер упоминаний |
Позитивный характер упоминаний |
Есть цитирование |
Путин Владимир Владимирович |
344 429 |
16 419 |
150 719 |
3011 |
2399 |
77 991 |
Медведев Дмитрий Анатольевич |
334 601 |
16 495 |
168 250 |
1940 |
7779 |
97 808 |