0
1440
Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.12.2008 00:00:00

Место избранных

Олег Шабров

Об авторе: Олег Федорович Шабров - заведующий кафедрой политологии и политического управления Российской академии госслужбы (РАГС), специально для "НГ".

Тэги: политика, исследование, власть, бизнес


политика, исследование, власть, бизнес Ведь если Солнце светит – значит, это кому-то нужно?
Коллаж Михаила Митина

Известно: в политике одиночек не бывает. Политическая карьера всегда «оплачена»: финансовыми группами, поддержкой руководителей или более влиятельных политиков, избирателями... А по счетам, понятное дело, надо платить. Платить посильным вкладом в принятие правильных, с точки зрения «кредиторов», решений. Кто же они, эти группы влияния?

Не будем персонально показывать пальцем. Тем более что в этой сфере «тайна вкладов» охраняется с особым тщанием. Обратимся к статистике, которая дает бесценный материал, многие годы систематически публикуемый на страницах «Независимой газеты». Это ежемесячные списки 100 ведущих политиков и списки по итогам каждого года, составляемые на основе экспертных опросов. (В последнее время по заказу «НГ» исследование проводит Агентство политических и экономических коммуникаций.)

Четыре вектора ответственности

Ограничимся – за отсутствием необходимого места на газетных страницах (а его потребовалось бы в несколько раз больше) – анализом первой двадцатки «топ-листа» политвлиятельности. То есть посмотрим на политиков, обладающих, в терминологии авторов, «очень сильным влиянием». Для качественной характеристики структуры высшей политической элиты и ее изменений 20 фигурантов верхних строчек рейтингов вполне достаточно.

Для сравнения взяты шесть значимых точек: списки ведущих политиков по итогам 1993, 1996, 1999, 2004, 2007 годов и ноября 2008 года. Цель – сопоставить данные на конец советской эпохи, середину и завершение президентского срока Б.Ельцина, середину и завершение президентства В.Путина и начало президентского срока Д.Медведева. Все политики условно поделены на четыре группы по признаку вектора ответственности – на чей интерес и чье одобрение в первую очередь они ориентированы. Таких направлений в первом приближении три: избиратели, вышестоящее руководство, бизнес. В условиях России, современной особенно, нельзя не учитывать и стоящую особняком четвертую группу – силовиков.

Разумеется, не может быть представительства в чистом виде. Но будем считать, что назначаемый чиновник в большей степени ориентирован на тех, кто его назначает, – на начальство. Это исполнительная власть. Бизнесмен зависим от своего бизнеса, от группы интересов. Избираемые политики, предполагается, помнят о своем долге перед избирателем, хотя понятно, что многое здесь зависит от избирательной системы и совести самих политиков. Силовики же имеют собственные ресурс влияния и чувство корпоративной ответственности. Чтобы оценить совокупное влияние группы, по каждой из них суммированы баллы влияния. На представленных графиках (см. стр. 11) по вертикали отложена сумма баллов влияния, по горизонтали – период влиятельности.

Еще по прежним меркам

Итак, вернемся в год 1993-й. Противоборство внутри элиты завершается танковыми залпами по Белому дому с укрывшимся там советским парламентом, всенародным избранием Б.Ельцина на пост президента РФ и принятием на референдуме новой Конституции России. Структура элиты по итогам года выстроена еще в соответствии с советским авторитарным стандартом и свидетельствует о полном доминировании гражданских государственных чиновников. Их в двадцатке 14. Наряду с высшими должностными лицами администрации президента и правительства РФ к этой группе отнесены назначенный в июне 1992 года указом президента на пост мэра Москвы Ю.Лужков, а также председатель Центробанка России В.Геращенко.

Избранную элиту тогда представляли Б.Ельцин, а также председатель Верховного Совета России Р.Хасбулатов и его заместитель Н.Рябов. Единственным влиятельным «бизнесменом» был в ту пору председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Вольский, силовиком – министр внутренних дел В.Ерин.

Народные представители

К 1996 году – к концу периода бурного формирования демократических механизмов, бума партийного строительства, борьбы политических амбиций, укрепления позиций прежних и появления новых лидеров, роста самостоятельности субъектов Федерации – ситуация сильно изменилась (см. график 1). Резко утратили влияние чиновники, уступив место народным избранникам, и это сразу отражается в топ-20 рейтинга влиятельности: чиновничьих фамилий стало вдвое меньше, всего 7. А избираемые политики – их тоже в тот период оказалось 7, – по степени влияния сравнялись в 96-м с представителями госаппарата. В двадцатку вошли помимо Б.Ельцина спикеры обеих палат Федерального собрания России Е.Строев и Г.Селезнев, лидеры КПРФ Г.Зюганов и ЛДПР В.Жириновский, а также региональные лидеры – теперь уже избранные мэр Москвы Ю.Лужков и президент Республики Татарстан М.Шаймиев. Немного возросло тогда влияние силовиков – помимо главы МВД А.Куликова в двадцатку попали две скандальные и впоследствии опальные фигуры: генпрокурор России Ю.Скуратов и начальник Службы безопасности президента А.Коржаков. Бизнес же в двадцатке самых влиятельных лиц страны оказался не представленным вообще.

Бизнес наступает

Однако к концу 90-х представительство бизнеса резко усилилось. Утрачивавший электоральную поддержку, слабеющий здоровьем Б.Ельцин все больше попадал под влияние амбициозных представителей крупного бизнеса и членов собственной семьи. По итогам 1999 года в первой двадцатке обосновались сразу четверо крупных предпринимателей, потеснивших и публичных политиков, и силовиков. Это основатель АО «ЛогоВАЗ» Б.Березовский, владелец компании «Медиа-Мост» В.Гусинский, председатель правления РАО «ЕС России» А.Чубайс и тогдашний глава «Газпрома» Р.Вяхирев. Первые трое непосредственно и напористо вторгались в политику, с тем только отличием, что Б.Березовский и В.Гусинский вели свою игру нередко в противовес действующей власти, а А.Чубайс умело лавировал в идеологическом пространстве и никогда ей себя всерьез не противопоставлял. Представительство же силовиков сократилось до одного – министра обороны И.Сергеева. Интересно, что хотя влияние гражданских чиновников немного и выросло, но в двадцатку попала дочь Б.Ельцина, советник президента Т.Дьяченко; какой интерес она больше представляла – государственный или частный, – гадать не будем, отнеся ее к категории чиновников: это не меняет картину принципиально.

В целом можно сказать, что за годы президентства Б.Ельцина резко – в сравнении с концом советского периода – снизилось влияние на политику гражданских чиновников и силовиков, заметно оттесненных от власти представителями избирателей и крупного бизнеса. Эти изменения не принесли, однако, России ни экономического роста, ни социальной стабильности. Демократия все больше стала отождествляться с хаосом, а либеральные ценности – как идеологическое прикрытие олигархии. Такая ситуация не устраивала ни общество, ни основных политических игроков.

Перераспределились, а не равноудалились

Начало новой календарной и политической эры, связанной с избранием на президентский пост В.Путина, прошло под знаком обеспечения стабильности, «равноудаления» олигархов и укрепления вертикали исполнительной власти.

«Равноудалили», однако, не всех. К 2004 году суммарное влияние крупного бизнеса осталось практически прежним. Изменился лишь персональный состав «четверки». Место опальных «олигархов» и отошедшего от дел Р.Вяхирева заняли «олигархи» тихие и «системные». Это хозяин «Сибнефти», футбольного клуба «Челси» и пр., по совместительству губернатор Чукотки Р.Абрамович, президент нефтяного концерна «ЛУКОЙЛ» В.Алекперов и президент компании «Русский алюминий» О.Дерипаска. Лишь гибкий и умеющий быть полезным А.Чубайс сумел сохранить и даже усилить свои позиции. Повысилась и степень влияния высокопоставленных гражданских чиновников, занявших ровно половину мест в двадцатке, а также силовиков, которых стало там уже трое: министр обороны С.Иванов, директор ФСБ Н.Патрушев и генпрокурор В.Устинов. Зато резко сбавили и впоследствии уже не восстановили свои позиции представители электората. В двадцатке оказались лишь президент В.Путин и возглавивший Государственную Думу Б.Грызлов.

К концу президентского срока В.Путина положение изменилось в сторону существенного усиления позиций гражданских чиновников и крупных корпораций. Количественное представительство чиновников в первой двадцатке по итогам 2007 года осталось прежним, но суммарное их влияние заметно выросло. Бизнесменов же и числом стало побольше, пятеро: все те же Р.Абрамович и О.Дерипаска, а также примкнувшие к ним председатель правления «Газпрома» А.Миллер, генеральный директор «Рособоронэкспорта», затем генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» С.Чемезов и президент ОАО «Российские железные дороги» В.Якунин. Некоторый рост влияния избираемых политиков связан с ситуативным попаданием в двадцатку, в дополнение к В.Путину и Б.Грызлову, председателя Совета Федерации С.Миронова, связь которого с электоратом в значительной степени формальна. Силовики же сдали позиции, будучи представленными только двумя персонами: Н.Патрушевым и помощником президента РФ В.Ивановым, который в 2007 году может быть отнесен к числу силовиков лишь условно, как руководитель созданной по указу президента межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией и с учетом его «чекистского происхождения».

Власть – корпорациям?

В итоге, как видно из первого графика, к началу президентского срока Д.Медведева конфигурация интересов, представленных в наиболее влиятельной части российской политической элиты, выглядит во многом схожей с конфигурацией, существовавшей в конце советской эпохи. Исполнительная власть вернула себе доминирующие позиции, хотя и несколько сбавила в весе. Влияние избираемых политиков и через них электората, а также силовиков вернулось к исходному уровню. Заметно выросло только влияние крупного бизнеса, немного потеснившего гражданских чиновников.

Но в этой картине не учтено еще одно существенное обстоятельство. Она должна быть дополнена важной тенденцией в структуре политического представительства. С конца 90-х годов получила развитие практика включения государственных чиновников в органы управления крупных корпораций. В 1999 году руководитель администрации президента А.Волошин стал председателем совета директоров РАО «ЕЭС России». Будучи первым замминистра государственного имущества РФ, главой Минэкономразвития, Г.Греф был и членом совета директоров акционерного общества «Связьинвест», ОАО «Аэрофлот – Российские международные авиалинии», «Газпрома» и др. Зампред правительства А.Жуков становится председателем совета директоров РАО «Российские железные дороги». Список можно продолжить. Трудно себе представить, чтобы, представляя интересы государства в корпорации, чиновник не функционировал бы и в обратном направлении, не лоббировал бы интересы самой корпорации.

Данное обстоятельство косвенно подтверждают и эксперты Агентства экономических новостей, участвующие в составлении других рейтингов, ежемесячно публикуемых в «НГ» списков лучших лоббистов России. В этих списках мы находим имена все тех же чиновников. Правомерно поэтому сосчитать их влияние дважды – как представителей исполнительной власти и корпораций, добавив их баллы влияния к представителям бизнеса. В этом случае динамика структуры политического представительства многозначительно изменится.

На втором, скорректированном графике (см. график 2) видно, что начиная с 1996 года бурно растет влияние на государственную политику крупных корпораций. Уже к 2004 году оно практически сравнивается с влиянием гражданских чиновников, и до конца 2007 года его рост почти неотступно следует за ростом влияния исполнительной власти. Иначе говоря, возникло государство, в котором влияние исполнительной власти и корпораций многократно преобладает над совокупным влиянием народных избранников, включая парламент. Это – явный признак корпоративистского государства.

Окрепли связи между бизнесом и властью и на региональном уровне. Роман Р.Абрамовича с Чукотским автономным округом – не исключение, хотя в других случаях подобные отношения не столь счастливы для жителей регионов. Руководитель РАО «Норильский никель» А.Хлопонин в 2001 году становится губернатором Таймырского автономного округа, а затем и Красноярского края. В том же году президента банка «Приморье» С.Дарькина избирают губернатором Приморского края. Основатель и президент холдинговой компании «Синдика» А.Каноков в 2005 году по представлению В.Путина возглавляет Кабардино-Балкарскую Республику. В иных случаях связи эти не столь явны и реализуются, например, через отношения в семье. Общеизвестны, в частности, «родственные отношения» АФК «Система» В.Евтушенкова и компании «Интеко» Е.Батуриной с руководством столицы.

Дисбаланс интересов

Представительство корпоративных интересов в политической власти дело, наверное, неизбежное и само по себе негативным не является. Это один из существующих во всем мире каналов политической обратной связи, обеспечивающих учет интересов наиболее крупных, системообразующих экономических игроков. В Европе немало стран (Швеция, Голландия, Швейцария и другие, практикующие политику социального партнерства), политические режимы которых характеризуются как корпоративистская демократия.

Проблема возникает тогда, когда во власти оказываются слабо представленными другие интересы, прежде всего интересы значимых социальных групп и регионов. Иными словами, когда совокупность наиболее влиятельных партий и механизмы территориального представительства в парламенте не обеспечивают эффективное функционирование соответствующих каналов политической обратной связи. Возникающая при этом диспропорция интересов не может не вести к дисбалансу и при принятии важных для общества решений, в чем нетрудно убедиться на примерах современной российской практики. Нужен, разумеется, категорический отказ от совмещения государственной службы и бизнеса в любых формах. И, конечно же, отношения власти и бизнеса требуют открытости, контроля со стороны парламентариев и общества, дефицит которого служит главной причиной коррупции.

В Послании президента России Д.Медведева содержатся идеи, свидетельствующие о понимании этих проблем, и предложения, направленные на усиление роли партий, их связи с избирателями, налаживание парламентского контроля над исполнительной властью. Их реализация могла бы дать толчок движению в сторону более сбалансированного политического устройства. Пока же начало нового политического цикла радикальными изменениями отмеченных тенденций не отмечено.

Подведение итогов 2008 года еще впереди, но ежемесячная статистика «НГ» свидетельствует о продолжающемся наращивании влияния гражданских чиновников, стабильно низком представительстве электората и силовиков. По итогам ноября в первую двадцатку попали уже 12 чиновников (на два меньше, чем в 1993 году), два «электоральных» политика (Д.Медведев и Б.Грызлов) и два силовика (министр внутренних дел Р.Нургалиев и министр обороны А.Сердюков). Степень корпоративного влияния стала, правда, немного снижаться. Список двадцати наиболее влиятельных бизнесменов покинули В.Якунин и О.Дерипаска, которых заменил гендиректор «Газпроминвестхолдинга» А.Усманов. Свидетельствует ли это о новой тенденции или отмеченное явление временное, связанное с кадровыми перемещениями в аппарате администрации президента и правительства, отразится на шкале следующих рейтингов политической влиятельности.

График 1

График 2

 Графики составлены автором


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
293
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
343
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
226
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
247

Другие новости