Владимир Вольфович – самый лучший "партийный папа".
Фото предоставлено пресс-службой Красноярского отделения ЛДПР
Политические партии в регионах, надо полагать, ведут какую-то работу с населением и участвуют в борьбе за народное счастье. Но жителям глубинки партийцы запомнились своим участием в процессах, имеющих скорее околополитический характер, например, в громких публичных акциях и скандалах.
Жителям Красноярска наиболее запомнилась активность местного отделения ЛДПР. Соколы Жириновского ангажировали местную публику то заявлениями о необходимости назначения сити-менеджера столицы края, то призывали к объединению с Хакасией. В ноябре, когда Россия праздновала День матери, либерал-демократы провели в пику данной дате свою акцию – «Наш папа самый лучший». Красноярцы с удовольствием фотографировались с картонной фигурой лидера ЛДПР Владимира Жириновского и брали у активистов листовки с предложением учредить День отца. Причем подспудно подразумевалось, что самый лучший «партийный папа» – это, конечно, незабвенный Владимир Вольфович┘
В Свердловской области после выборов в Госдуму партии ушли в спячку, зато отличились общественники. В Нижнем Тагиле при участии журналистов был учрежден комитет «Город без коррупции», который поставил своей целью отстранение от власти мэра Николая Диденко. После того как власти принялись прессинговать газету, за коллег вступился Союз журналистов. По его призыву журналисты всей области стали публиковать информацию, которая прежде блокировалась властями города. В итоге Диденко исключили из ЕР, и он не решился идти на выборы.
В Челябинской области самым громким партийным событием должно было стать создание предвыборного альянса реготделений КПРФ и «Справедливой России». Но не менее резонансным стало сообщение о том, что обещанная коалиция провалилась. Коммунисты решили выдвинуть на мартовские выборы в гордуму Челябинска своих кандидатов во всех 37 избирательных округах. Комментируя это решение бюро регионального отделения КПРФ, секретарь обкома Петр Свечников заявил: «У нас есть точки соприкосновения с эсэрами, но есть и принципиальные различия, которые пока не позволяют нам выступать единым фронтом».
Самой заметной в Новосибирске была политическая акция, к которой имеют отношение «Гражданская сила», РКСМ и АКМ. В апреле активисты «Гражданской силы», которые впоследствии выступали как частные лица, провели серию пикетов против застройки Нарымского сквера. Очередная акция протеста закончилась несанкционированным перекрытием дороги практически в самом центре города. Милиционеры безуспешно пытались уговорить пикетчиков разойтись. Очевидцы говорят, что в толпу нырнули несколько неизвестных мужчин и вскоре завязалась потасовка. Вмешались сотрудники милиции, и заваруха переросла в полноценное побоище. Эта история тянется до сих пор: участь защитников Нарымского сквера решается в суде.
В Нижнем Новгороде в центре скандала оказалась «Единая Россия». Секретарь политсовета реготделения партии Сергей Некрасов (теперь уже бывший) стал фигурантом уголовного дела об уклонении от налогов. Областной совет профсоюзов, который он возглавляет, продал здание Дома культуры в центре города по цене, значительно ниже рыночной. Недовольные этой сделкой люди даже устроили пикет на главной улице города. А вот нижегородские коммунисты, наоборот, приобрели в этом году новых сторонников среди известных общественных активистов. Членами КПРФ недавно стали 10 нижегородок, борющихся против застройки детской площадки в их дворе. Другой инициативной группе КПРФ помогла отстоять парк Дубки – этот скандал также освещался в прессе. Кстати, именно коммунисты предали огласке намерение городских властей расформировать сеть молочных кухонь. Решение закрыть молочки обернулось акциями недовольства среди нижегородских мам и даже было предметом обсуждения Владимира Путина во время его общения с народом в прямом эфире, что стало конфузом для мэра Вадима Булавинова.
Пожалуй, самым запоминающимся политическим событием года для Ростова-на-Дону стала кампания по присвоению Южному федеральному университету (ЮФУ) имени Александра Солженицына. С такой инициативой выступили ростовские молодогвардейцы, организовавшие среди студентов и преподавателей вуза сбор подписей, затем отправленных президенту РФ. По мнению начальника управления по делам молодежи Ростовской области Сергея Чуева, имя выпускника вуза Солженицына «возвеличит университет в глазах российской и мировой общественности и будет работать на его престиж». С этой идеей согласились не все из 50 тыс. учащихся и 10 тыс. сотрудников университета. В сентябре несколько студентов ЮФУ из городского отделения Союза коммунистической молодежи России устроили перед вузом пикет против присвоения ему имени Солженицына.
Резонансной в Санкт-Петербурге была работа не партий, а небольшой организации, в которой состоят около 500 человек. Речь идет о «Коммунистах Петербурга и Ленинградской области» (КПЛО). Их обсуждали в этом году гораздо чаще, чем КПРФ. Коммунисты из КПЛО призывали канонизировать Сталина, обращались к профилю Ленина на комсомольских билетах, требовали наградить советского летчика, сбившего Джона Маккейна. Лидер КПЛО Сергей Малинкович прославился на всю страну гневной критикой фильмов – его тирады об «Индиане Джонсе», «Джеймсе Бонде» и картине «Гитлер капут!» с удовольствием цитировали СМИ. Но главной информационной бомбой КПЛО стало заявление о создании Эстонской ССР на базе двух хуторов. Эту новость обсуждали даже в Эстонии, где власти были вынуждены давать опровержения. На фоне этой кипучей деятельности конфликты в местном отделении КПРФ и активность ЕР выглядели блекло.
Партийная жизнь в Калининградской области в уходящем году была не богата на события. В апреле милиция провела обыск Штаба протестных действий, организованного обкомом КПРФ. Стражи порядка изъяли ксерокс и собрание сочинений Сталина. Коммунисты, очевидно, долго приходили в себя после такой утраты и не смогли затем организовать заметных акций. На звание сенсации претендовало избрание лидера местных нацболов Дениса Оснача депутатом поселкового совета. Но через два дня избирком вспомнил, что народный избранник имеет непогашенную судимость за захват приемной президента РФ, и лишил его мандата. Максимальную активность в 2008 году проявило местное отделение «Патриотов России». Патриоты провели 70 пикетов и митингов против уничтожения зеленых насаждений. Многим запомнилось «дерево позора», высаженное партийцами, – на этой конструкции поместились фотографии губернатора, главы Калининграда, депутатов областной Думы и городского совета. Все они были названы «лесорубами». Губернатор и глава городской администрации, кстати, после этого выступили за ужесточение требований для выдачи порубочных билетов.