Александр Хлопонин одержал локальную победу над конкурентами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Три сибирских региона вошли в состав 20 субъектов РФ, победивших в конкурсе Минрегионразвития на наибольшую эффективность исполнительной власти. Томская область заняла 12-е место, Красноярский край идет следом за ней, а кемеровчане оказались 15. Эти регионы получат правительственные гранты размером в 2 млрд. руб. Губернатор не попавшей в «призеры» Новосибирской области Виктор Толоконский возмущен итогами «смотра-конкурса».
По мнению главы Новосибирской области, методики Минрегионразвития исходят из валовых показателей, зависящих от сырья и развития промышленности, но «совершенно не учитывают инновационность, наукоемкость, то есть современные элементы экономического развития». Особенно, похоже, главе региона обидно, что в список попал Красноярский край, так как Новосибирск и Красноярск не первый год воюют за звание «настоящей столицы Сибири».
Тема «кто из сибирских регионов главнее» возникала неоднократно. Особенно ее подстегнул октябрьский вояж премьер-министра Владимира Путина в Красноярск и Новосибирск. После приезда Путина тема эта обсуждалась и в региональных массмедиа, и на популярных местных форумах, и в местной политической элите.
Соперничество между соседями имеет давнюю историю. В новейшей истории оно началось в 2000 году, когда Новосибирск был официально объявлен столицей Сибирского федерального округа, и в городе на Оби появилась резиденция полпреда президента РФ. Многие красноярцы тогда ворчали – дескать, почему в Новосибирске, а не у нас? Помимо прочих причин не последнюю роль в принятии этого решения, похоже, сыграл «фактор Лебедя». В начале 2000-х тогдашнего красноярского губернатора в Кремле не без основания все еще считали претендентом на президентское кресло и поэтому старались держать на дистанции от федеральных структур.
Город на Енисее отыгрался с приходом к власти Александра Хлопонина. Он практически сразу проявил себя как один из самых эффективных региональных лоббистов страны. В различных рейтингах по этой номинации он неизменно входит в пятерку лучших губернаторов. Проведение в 2005 году съезда «Единой России» в Красноярске стало подтверждением авторитета Хлопонина.
Но настоящим щелчком по носу сибирским коллегам стало решение Москвы о создании в хлопонинской вотчине Сибирского федерального университета (СФУ). И Новосибирск с его Академгородком, и «студенческий» Томск, и даже Кемерово полагали, что они больше Красноярска заслуживают чести иметь у себя университет XXI века. В Новосибирске многие упрекали губернатора Толоконского, что он не смог отстоять интересы региона. Похоже, этот факт до сих пор тревожит по ночам главу области. Во время октябрьской встречи с Путиным Толоконский вновь поднял эту тему, попросив статус «федерального» и для Новосибирского госуниверситета. Но получил отказ. Путин популярно объяснил губернатору, что новосибирцы и так имеют под боком Академию наук, а СФУ создавался для появления «новой точки инновационного роста».
Тем не менее тема «кто круче» остается открытой. Подводя итоги визита премьера в Красноярский край, Александр Хлопонин скромно заметил: «Неспроста, если хотят показать, как нужно выполнять государственные задачи, едут в Красноярский край». Опять же и первый вице-премьер правительства Виктор Зубков привел красноярцев в пример другим регионам в стратегическом деле освоения лесных ресурсов.
Но и новосибирцы не лыком шиты. Виктор Толоконский по поручению премьер-министра возглавил группу, которая будет готовить заседание Госсовета по развитию национальной конкурентоспособности. В упрек красноярцам ставится то, что регион жирует на богатствах природной кладовой, а вот новосибирцы без всяких сырьевых ресурсов добились опережающих по стране темпов роста экономики региона. Любопытно, что по такому важному показателю, как бюджетная обеспеченность российских городов с населением свыше 500 тыс. человек, столицы-соперницы ведущих сибирских регионов стоят практически рядом. По данным экспертов, Красноярск в этом рейтинге находится на шестом месте, а Новосибирск – на девятом.
Виктор Толоконский безуспешно уповает на инновации. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Эксперты считают, что серьезного основания для противостояния новосибирцев и красноярцев нет. «В нормально устроенном государстве каждый регион растет из своего места, подобно руке или ноге у человека. На том основано органическое единство Федерации, – считает политолог Павел Клачков. – Красноярск – это центр огромного ресурсодобывающего региона. Новосибирск – центр науки и оптовой торговли. И особо им делить нечего».
Тем не менее можно прогнозировать, что и в будущем вопрос, где же находится «настоящая столица Сибири», будет периодически вспыхивать. Уж слишком мы любим сравнивать себя с другими.
Красноярск