Зюганов знал, что протестные голоса коммунистов картину всеобщего благодушия по поводу увеличения сроков полномочий президента и Госдумы не испортят.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Все 15 лет Конституция РФ выглядела настоящим пушечным ядром – цельным, из крепкого чугуна, которое, даже пролежав в земле сотню-другую лет, все равно сгодится для своего прямого назначения. И вот на днях оказалось, что не ядро это, а спелый арбуз. Депутаты вскрыли его одним ударом ножа, да так, что только семечки полетели. И пусть даже президент, предложивший поправки, предупредил, что это не реформа Конституции, а всего лишь ее корректировка. Эти слова все равно не смогли отменить сильные впечатления от того подлинного смака, с которым думцы ее вскрыли. Было заметно, что мечтали они об этом давно.
И хотя коммунисты все же испортили картину единодушного одобрения, проголосовав против предложения увеличить сроки полномочия президента и Госдумы, на самом деле общего благодушия это не изменило. Более того, как уверили наши сверхосведомленные источники, тут КПРФ решила пойти по дорожке, уже давно проторенной коллегами из ЛДПР. Уметь голосовать против, зная, что положительное решение голосами других фракций в принципе предопределено, тут нужно быть гением политического момента. Вот и коммунисты и перед избирателями чисты, и этим новым сроком пользоваться все равно станут.
Правда, хотелось бы наших протестантов перед окончательным чтением по поправкам в Конституцию просто по-товарищески предупредить. А вдруг тем, кто будет слишком против, дорогу в нижнюю палату следующего созыва полностью закроют? И хотя слева уже раздаются крики – мол, в такой Думе, как сейчас, хоть 10 лет сиди, а толку все равно мало, сопротивленцам стоит все-таки хорошо подумать. У нас в стране ведь как: один раз куда-то не попал – и все, больше никогда никуда не пригласят. И тем более будет обидно, что пропускать придется, например, не два раза по четыре года, а два раза по пять. За такой долгий срок все однопартийцы-то и разбегутся – скажем, за спину Сергея Михайловича.
Партия Миронова медведевские поправки однозначно поддержала, что неудивительно. Ведь новый срок для президента страны лидер эсэров предлагал ввести уже давно. И теперь однопартийцы Миронова даже намекают, что цифра 6 – это целиком и полностью их заслуга. Мол, мы предлагали 5 или 7, а в Кремле решили взять среднее арифметическое. Правда, депутатам увеличивать мироновцы вроде бы ничего не предлагали, но теперь с этим тоже согласны. Хотя никто из них, а также и из прочих фракций до сих пор не может четко сформулировать: чем четыре года депутатства отличаются от пяти.
Один острослов, впрочем, тут уже высказался – дескать, двумя лишними сессиями. Добавим от себя, что в этой шутке юмора всего лишь небольшая доля. Гораздо больше здесь корыстного интереса. Например, вот сейчас депутат получает по 162 тыс. руб. в месяц, ну а в следующем – пятилетнем созыве – зарплата явно вырастет более 200 тыс. целковых. За год, таким образом, набежит под 2,5 млн. И кто же это от таких денег просто так откажется?
Впрочем, с депутатами в принципе все понятно. Подарок им в размере одного года хорошей жизни – это не более чем покупка со стороны Медведева. Он как новый президент, видимо, все еще не считает возможным требовать и пока лишь просит. А когда просят, то обычно в качестве благодарности дают небольшой презент. Лишних 12 месяцев плюс якобы парламентский контроль за правительством – всего раз в год, и не исключено, что только в письменном виде – это на самом деле небольшая плата за столь важный эксперимент. А ведь именно о нем и идет речь. Как сообщили знающие люди, нынешняя правка Основного закона – это действительно всего лишь проба пера. И действительно, разве же возьмется серьезный человек что-нибудь переделывать, если точно не знает, в каком состоянии у него сейчас так долго хранившиеся в сарае инструменты. Нашу Конституцию до сих пор никто по-настоящему корректировать не пробовал, так что перед внесением существенных изменений по совету классика необходимо было сперва, как говорится, «потренироваться на кошечках».
Заметим, что опасавшиеся затруднений оказались правы. Например, имевшийся в государстве закон о процедуре конституционных изменений уже признан антиконституционным сам по себе. Он был принят в 1998 году и предписывал, что поправка в Конституцию должна идти с очень небольшой скоростью. Но нынешние кризисные времена такого темпа не приемлют.