Независимые политологи в регионах сегодня на вес золота. Журналистам и всем, кто пытается разобраться в логике региональной политики, сложно найти беспристрастных экспертов даже несмотря на то, что готовить собственных специалистов начали местные вузы. О том, почему эксперты по региональной политике не стремятся к публичности, «НГ» рассказал политолог Ростислав Туровский.
– Ростислав Феликсович, как вы оцениваете уровень развития политической науки в регионах? Сформировалась ли в России школа региональной политологии?
– Говорить о том, что политическая наука в регионах очень развита, пока не приходится. Скорее есть точечное развитие – местные политологические школы. Их немного, но они все же существуют. Исключая Москву и Санкт-Петербург, можно выделить Пермь, где развиты политическая социология, исследование выборных процессов и политическая регионалистика. Более или менее неплохая ситуация в Нижнем Новгороде, Саратове, на юге России – в Ростове, Краснодаре, на востоке – в Екатеринбурге. Таких точек роста в регионах для политологии мало, поскольку специализированных научных институтов и центров практически нет. Если говорить о вузах и других образовательных учреждениях, то, как правило, в регионах специализированные факультеты политологии не создаются, а отделения и кафедры, на которых студенты изучают политологию, как правило, не являются чисто политологическими и одновременно занимаются вопросами, скажем, философии, права или истории. То есть политология перемешена с другими гуманитарными дисциплинами и ее развитием занимаются специалисты, которые, как правило, работают в образовательной сфере и являются преподавателями.
– Почему же региональных политологов нередко сложно обнаружить и они не стремятся публично комментировать происходящие события?
– Надо понимать, что далеко не все региональные эксперты изучают местные политические процессы. Есть специалисты, которые занимаются политической философией и другими вопросами, которые журналистам и экспертам-практикам кажутся совершенно отвлеченными. Такие политологи-теоретики в регионах тоже есть, и понятно, что они не являются комментаторами текущих региональных процессов. Еще одна причина, конечно, кроется в том, что многие эксперты запуганы и предпочитают открыто не высказывать мнения, поскольку боятся за свое рабочее место. Люди стали чаще опасаться высказывать свое мнение, хотя в то же время оппозиционно настроенные и притом достаточно яркие политологи в регионах, например в Татарстане, вполне спокойно живут, пишут статьи и развивают науку. Тем не менее сейчас все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда мне звонят за комментариями из регионов, поскольку своего комментатора там найти не могут. А если эксперты и есть, то чаще всего они ангажированы какими-то местными политическими силами. Но это еще и общероссийская проблема: политологи со статусом и званием, вовлечены в политический процесс, участвуют в нем, занимаются консультированием сторон, а потому не комментируют. Да и политика в последнее время стала менее публичной.
– Политологи, кстати, жалуются, что не чувствуют свою необходимость при нынешней системе власти. Нужны ли такие специалисты элитам на местах или чиновники способны обходиться без них?
– Региональным властям грамотные специалисты-политологи, в особенности молодые, несомненно, нужны. Это пресловутая проблема кадрового голода, с которым сталкиваются регионы. Больше всего востребованы, конечно, политологи и социологи – во многих региональных администрациях уже созданы социологические службы. Политологи в регионах могут выполнять и функции пиарщиков. Конечно, не все, а те, которые ориентированы на прикладную деятельность. Есть еще и традиционная связь спроса и предложения. А предложение сегодня маленькое, ведь нет большого количества профессиональных политологов, которые бы ежегодно покидали региональные вузы. Сегодняшние выпускники не делают погоду и находят себя или в органах власти, или в партиях, или в структурах каких-то отдельных политических игроков.