В Петербурге давно не происходит серьезных внутренних политических конфликтов. Выстроенная система позволяет губернатору осуществлять свои полномочия беспрепятственно. Политические оппоненты губернатора Валентины Матвиенко почти в полном составе выведены за пределы органов власти, поэтому их деятельность мало влияет на выбранный курс. Пошатнуть петербургскую вертикаль власти могут разве что внешние факторы.
В открытую конфронтацию со Смольным уже давно не вступает ни один из городских органов власти. Местный парламент, на 70% состоящий из связки «Единая Россия» – «Справедливая Россия», принимает все решения, необходимые исполнительной власти. За последние несколько лет между Валентиной Матвиенко и спикером парламента Вадимом Тюльпановым не возникло ни одного конфликта, ни одного существенного разногласия. Аналогичную парламенту позицию занимает сегодня Уставной суд – подобие Конституционного суда, только местного масштаба. Председателем суда в конце прошлого года стала жена заместителя генерального прокурора в Северо-Западном федеральном округе. Уставной суд, кстати, долго сопротивлялся интеграции в вертикаль власти. Так, в 2005 году он признал незаконным создание администрации губернатора Петербурга и соответственно принятие ею ряда постановлений. Тогда скандал закончился тем, что Законодательное собрание под давлением Смольного ограничило функции и полномочия Уставного суда. После этого в суде не раз сменялись председатели. Сейчас суд демонстрирует лояльность к Смольному, однако до сих пор ходят слухи о возможном упразднении этого органа. В городскую вертикаль власти также можно включить Главное управление внутренних дел по городу и области. Хотя формально ГУВД не входит в структуру местной исполнительной власти, на практике оно выполняет рекомендации Смольного. Например, касающиеся поведения милиционеров на митингах или акциях протеста. Таким образом, схема вертикали власти в Петербурге может выглядеть примерно так: «Губернатор – Законодательное собрание – Уставной суд – ГУВД».
Взаимоотношения губернатора с партией власти самые теплые. Валентина Матвиенко и лидер ЕР Вадим Тюльпанов часто появляются вместе, постоянно обмениваются комплиментами – как лично, так и заочно. Градоначальница поддерживала партию на всех последних выборах, а в ходе думских вошла вторым номером в избирательный список. Губернатора и «Единую Россию» разделяет лишь то, что Матвиенко не является членом партии. Эта беспартийность имеет принципиальный характер и отражает стремление губернатора демонстрировать независимость.
Валентине Матвиенко давно не приходилось сталкиваться с серьезным сопротивлением внутри самого города, но это не гарантирует ей полную защиту от внешних опасностей. Такой угрозой сейчас, например, является кампания по борьбе за сохранение исторического наследия. Судя по всему, она была инициирована не в Петербурге. Как рассказывают приближенные к губернатору чиновники, постоянная критика градостроительной политики очень раздражает Валентину Матвиенко, заставляет ее нервничать.
Питерская вертикаль может закачаться и от новой угрозы – слияния Петербурга и Ленинградской области. Матвиенко продолжает отстаивать эту идею, при этом о мнении президента и премьера по этому поводу можно только догадываться. Так или иначе, решение этого вопроса, положительное или отрицательное, может повлиять на петербургскую вертикаль. Иных угроз стабильности городской власти пока не видно.
Санкт-Петербург