Чтобы Россию перестали воспринимать как носителя угрозы и агрессии, нужно прежде всего прекратить переживать по этому поводу.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Если говорить об имидже России, то я разделил бы его на две части. Это имидж нашей страны, нашего государства и в то же время это еще имидж народа, самих россиян. И зачастую в глазах внешнего мира эти два отношения не совпадают, к нам – к государству и людям, его населяющим, относятся по-разному.
Если же говорить об отношении к России в целом, то на эту тему проводилось не одно международное исследование. И с достаточно простой формулировкой, к примеру – является ли для вас такая-то страна привлекательной или непривлекательной, и более сложные, с такими показателями, как отношение к культуре, экономике, с отдельным мнением о дружелюбности населения и так далее. Из результатов подобных многосторонних исследований высчитываются по каждому показателю определенные цифры, анализируются, и получается общий имидж страны. И если обобщить эти данные, по крайней мере мне известные, то картина вырисовывается неутешительная: имидж России в целом за рубежом, мягко скажем, неважный, и жители большинства западных стран считают нашу страну не очень привлекательной ни для туризма, ни для совместного бизнеса, ни для каких-либо еще форм делового сотрудничества.
В чем это выражается? Во-первых, Россию расценивают как носителя некой агрессии и угрозы. Во-вторых, самих россиян воспринимают на Западе больше как недружественных и недружелюбных, что называется, не френдли. Часто в основе этого не слишком симпатизирующего отношения со стороны лежит неадекватное поведение наших сограждан за рубежом. Примером тому могут служить уже набившие оскомину куршавели, буянство наших в самолетах, отелях и прочее. И такие вот малоприятные факты добавляют негативных красок в и без того мрачновато-угрожающий портрет нашей страны.
Если же говорить о глубинных причинах этого отношения, то здесь присутствует масса различных факторов. И исторических, и культурных, и религиозных, и многих других. Обозначим некоторые из них. Прежде всего Россия, как бы там ни было, – это сверхдержава. Это большая страна, которая нависает над остальной Европой своей громадой. И вот представьте себе – аккуратный какой-нибудь голландский домик, а рядом с ним стоит такая большая, но в общем-то разваливающаяся крепость или здание. И, конечно, житель этого маленького, но уютного домика хочет избежать угрозы – не дай бог все это рухнет сейчас и меня завалит. Поэтому ему хочется подбежать и помочь этому гиганту, поддержать его, чтобы тот не развалился и не упал на его жилище.
Еще одна причина нелюбви к нам – неумение общаться. Это и просто плохое знание иностранных языков, и английского в частности, и неумение вести себя в той или иной обстановке. Много историй рассказывается о поведении наших туристов за рубежом, что тоже не формирует наш имидж в глазах иностранцев.
Следующее – это культурные различия, которые также нельзя сбрасывать со счетов. Ну какие примеры здесь можно привести? Возьмем сферу бизнеса. Вот западный партнер пишет конкретное письмо с вопросом: можете ли вы сделать то-то и то-то? Наш контрагент начинает думать, может он это сделать или нет, и изучает свои возможности. Проходит месяц. Наконец после того, как российский бизнесмен изучил все свои связи и возможности, он принимает решение: да, это возможно, и весь такой радостный пишет этому иностранному партнеру, да, я могу это сделать. В то время как тот уже давно забыл про свое обращение и принял другое решение. Понятно, что от предложенных россиянином услуг он отказывается. Налицо конфликт, непонимание и взаимные обиды. А ведь чего стоило перед тем, как начинать какие-либо действия, сразу ответить на это письмо. Ну хотя бы на уровне вежливого ответа, мол, письмо я получил и предпринимаю такие-то шаги для того, чтобы выяснить свои возможности. И это вот неумение общаться, некая необязательность в действиях, будь то в сфере бизнеса, культуры или в какой-либо еще, до сих пор свойственна самым различным представителям нашей страны.
Еще немаловажную роль играют религиозные противоречия. Не случайно на всех западных языках православная религия представлена как ортодоксальная. Нас, православных, считают консерваторами, традиционалистами и так далее. И в то же время воспринимают как весьма неуверенных в себе людей. То есть когда присутствует некоторая нестабильность в поведении, то есть русский человек сначала все спускает, терпит, прощает, а потом вдруг в некий момент начинает бросаться с кулаками, ведет себя агрессивно. Так вот такая черта – неустойчивость в поведении – нам также присуща в глазах западного сообщества.
Проблема не совсем положительного к нам отношения не нова. Она тянется со Средних веков. Еще при дворе Ивана Грозного были иностранцы, которые потом оставляли очень нелестные отзывы о россиянах, о русских вообще. Известная в XIX веке книга маркиза де Кюстина, в которой он очень критично отозвался о русской натуре, тоже вызывала отторжение русской интеллигенции как таковой. Увы, факты свидетельствуют, что к России с настороженностью относились всегда.
И все же, смею утверждать, что в разных странах все-таки к нам относятся по-разному. И за многие вещи нас любят. Ценят широту души, образность мышления, наши культурные, исторические традиции. Нас любят за наш спорт, балет, классическую музыку. К тому же на бытовом уровне, вернее, на личностном, негативное или даже сдержанное отношение к нации чаще всего не проявляется вообще. Могу судить по себе. Я многие годы общаюсь с иностранными партнерами, и не было ни одного случая, чтобы я почувствовал какое-то негативное отношение ко мне как к представителю русской нации. То есть образ страны, нации, формирующийся на политическом, верхнем уровне, не переносится на личные отношения, и если вы, допустим, сидите с человеком другой национальности, у вас у обоих не возникает какого-то негатива в связи с тем, что ваши страны между собой враждуют, или нации друг друга недолюбливают.
Хотя, если говорить о последних событиях, то наш имидж в связи с событиями в Южной Осетии ухудшился. Как бы подтвердились опасения об угрозе со стороны России, о ее агрессивности. Не важно, что это случилось под воздействием западной пропаганды, что он сложился из недостоверной информации, результат налицо. И удар по нашему имиджу в результате событий в Южной Осетии в основном нанесли иностранные СМИ, и прежде всего американские.
Но ведь не убиваться теперь вследствие этого?! Наоборот, нужно любить и уважать самих себя. В общественном смысле это должно означать более высокую оценку своей страны. Возьмите наши анекдоты, наши рассказы о себе, русских, в них мы все время себя поливаем грязью, высмеиваем. В одном справочнике для иностранцев, собирающихся посетить Россию, рекомендуется: никогда не критикуйте русских, они сделают это в сто крат больше сами.
И это самоуничижение, которое порой встречается в нашем менталитете, оно, мне кажется, ни к чему хорошему не приводит. Надо быть более уверенными. И уважать самих себя прежде всего. И если мы сами не будем убеждены в том, что мы лучшие, нас никто никогда такими не признает. Конечно, для этого надо действительно быть лучшими. Или идти по этому пути. Но тем не менее в любой стране есть масса достижений, которыми надо гордиться. Но гордиться не формально, как обычно нам свойственно – вот они победы, день про них проговорили, а потом забыли, а гордиться по существу.
Еще, хочу заметить, свой собственный имидж никогда не укрепишь за счет очернения имиджа другого, это всегда выйдет боком. И разные запреты на ввоз «Боржоми» или грузинских вин выглядят не вполне достойно, неким мельтешением. Это опять же из-за неуверенности в собственных силах и возможностях. Не стоит уподобляться неуверенному в себе человеку, который в ответ на недружественные действия со стороны другого человека начинает судорожно думать, какую бы подлянку совершить, как бы побольнее укусить. А не надо кусать, нужно выстраивать отношения даже в таких непростых условиях.
Ведь Америку тоже мало любят в мире. И под все эти характеристики агрессии, воинственности и различных прочих опасений она также попадает. Но эта страна добилась проникновения в другие культуры и этим сцементировала если не свой имидж, то по крайней мере уважительное к себе отношение. Это все та же тема, к которой я так настойчиво возвращаюсь, – американцы в себе крайне уверены, они себя очень любят и продвигают эту любовь теми или иными способами. «Макдоналдсами», кока-колой, фильмами главное, чтобы эта самая уверенность об американской нации как самой лучшей в мире проникала в сознание других и закреплялась там.
И нам нужно быть такими же гордыми и уверенными в том, что мы – лучшие. И тут, как ни крути, нужна определенная национальная идея, которой у нас пока нет и которая искусственно не создается.