0
8463
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.07.2008 00:00:00

Медведев пришел, Путин остался

Николай Петров

Об авторе: Николай Владимирович Петров - член научного совета Московского центра Карнеги.

Тэги: медведев, путин, власть, президент


медведев, путин, власть, президент Политическая турбулентность в условиях существующего тандема двух – экс- и действующего – президентов неизбежна.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Первые несколько недель работы тандема Медведев–Путин не подтвердили ожиданий тех, кто считал, что стратегия Путина – постепенный выход из игры с поэтапной передачей Медведеву всей полноты власти и обеспечение сохранности путинской системы без Путина. Приход Путина на пост премьера и первые шаги, предпринятые новым правительством, опровергают и другую гипотезу – о том, что Путин предоставит Медведеву возможность запустить ряд важных и при этом непопулярных реформ и «сгореть политически», а потом вернется к власти и будет продолжать популистскую политику.

А развернутое интервью, данное Медведевым информационному агентству Reuters на прошлой неделе, скорее затемняет, чем проясняет ситуацию в отношении как планов нового российского президента, так и видения им ситуации. Оно не очень монтируется с недавним интервью тому же Reuters Игоря Юргенса, возглавляющего медведевский «мозговой центр», в котором взгляды нового президента России характеризовались как относительно либеральные, а возможность успеха в его реформаторских начинаниях напрямую связывалась со способностью президента создать коалицию в свою поддержку. В качестве потенциальной базы его поддержки назывались бизнес-ассоциации, либералы, принадлежащие к среднему классу профессионалы, часть военных и интернет-поколение.

Медведев – юрист, вполне оправдывающий мнение о том, что язык дан для того, чтобы затемнять, а не раскрывать мысли. И, как и Путин в начале первого срока, он наговорил уже достаточно много, чтобы каждый мог найти там что-то себе по душе и чтобы при этом не найти там ничего такого, что бы отвратило хоть какой-нибудь значимый социальный слой или группу. Представляется, однако, что и произносимых чиновниками разного рода слов и, главное, их дел уже достаточно для того, чтобы представить себе сценарную картину начавшегося президентства.


Власть пока напоминает лыжника, чьи лыжи разошлись уже слишком далеко, и в результате он либо упадет, либо должен опереться на одну ногу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Лыжи разъезжаются

Осуществляемая с приходом Медведева на пост президента реконфигурация власти не изменила пока сущности политической системы, которую после политических реформ второго путинского президентского срока можно назвать системой сверхуправляемой демократии. Эта система, сохраняя в определенной степени демократический декорум, характеризуется растущим диктатом центра, разделенного на конкурирующие корпорации с их вертикалями, и падающей общей управленческой эффективностью.

Замена президента Путина на президента Медведева при сохранении за первым всех реальных рычагов власти мало что, по сути, меняет. И не только потому, что а) Медведев – путинский проект и, по-видимому, значительное время будет таковым оставаться, но и б) потому, что реальных рычагов у Медведева нет и долго не будет, так что даже если бы он что-то захотел резко менять, то не в состоянии сделать это. Кроме того, сама политическая система и ее внутреннее устройство, системные ограничения и т.д. неизмеримо важнее для формирования будущего, чем личность второго пилота, каковым сейчас является Медведев. Следует заметить, что Путин в рамках этого образа – не просто первый пилот, он конструктор и в определенном смысле бортовой компьютер, управляющий всеми системами, обеспечивающий их слаженное функционирование. Медведев же сейчас – преемник Путина лишь в одном его качестве, и то скорее формально. Он, таким образом, частичный преемник, полпреемника или даже четверть преемника, которому пока не переданы реальные рычаги управления ни силовиками, ни региональными элитами и который пока имеет крайне ограниченное поле для маневра в рамках сложившегося корпоративно-кланового баланса сил. Его нынешняя роль – это скорее роль автопилота, который держит заданный курс, в то время как пилот на время отлучился. Впрочем, конечно, эта ситуация может измениться.

Важная черта нынешней ситуации – обратимость ее для Путина. Взаимоотношения относительно слабого президента Медведева и чрезвычайно сильного премьера Путина – это модель регентства особого рода, при которой регент не только сам был монархом до недавнего времени, но и наследует слабому монарху в случае выбывания последнего из игры. Представляется, что соображение возвратности ситуации, возможности ее переиграть назад для Путина особенно важно. По крайней мере не один раз в течение последнего года, подходя к последней черте, за которой его решение уйти от власти стало бы необратимым, Путин останавливался и делал паллиативный ход, позволяющий длить ситуацию неопределенности и оставлять на столе все варианты. Это было и когда он, сняв премьера Фрадкова, неожиданно назначил на этот пост не будущего преемника, а временного местоблюстителя; и когда он сам возглавил список «Единой России» на думских выборах в декабре; и когда он сознательно играл на слабление личной легитимности Медведева и его победы на президентских выборах. Да, Путин, с одной стороны, обеспечил, а с другой – фактически отнял победу у «Единой России» в декабре и у Медведева в марте.

Кратко содержание первого путинского срока можно определить как экономическую либерализацию на фоне политической авторитаризации; второго – как социальную и экономическую стагнацию, инерционное развитие при нарастающей авторитаризации. Что касается нынешнего президентского срока, отсчет которого нужно вести не с инаугурации и даже не с выборов, а с прошлой осени, то Путин сам, по-видимому, рассматривает происходящее как вариант продолжения последней части второго срока с возможным в перспективе частичным возвратом к экономической либерализации по модели первого. Но так не получится: ресурс для стагнации практически исчерпан. Существующее противоречие между экономическими вызовами и вектором политического развития уже дошло до крайней формы. Власть в этом отношении напоминает лыжника, чьи лыжи разошлись уже слишком далеко и продолжают расходиться дальше. В результате лыжник или упадет, или должен опереться на одну ногу, подтянув к ней вторую.

Заметим, что и ряд экспертов в либерально-экономических заявлениях Медведева услышали призывы к возврату в 2002 год – в середину первого путинского срока до сворачивания либеральных экономических реформ. Высказываемые надежды на оттепель, на демократизацию с этим и связаны – ведь либерализация экономическая невозможна без политической. Возврат к исторической развилке, определившей переход ко второму сроку, и перенос опоры с «лыжи» политического авторитаризма на «лыжу» экономического либерализма, однако, просто так невозможны – придется возвращаться на несколько шагов назад.

Не первое лицо

Команда Путина как бы раздвоилась – часть ее осталась с новым президентом в Кремле, другая вместе с Путиным переехала в Белый дом. Правительство несколько обновилось, изменилась и его структура: внизу ликвидировали относительную автономность агентств и служб, подчинив их, как и до административной реформы 2004 года министерствам, вверху усилили вице-премьерский этаж, на который, по сути, перешли технические функции премьера, позиция же самого премьера стала при этом более политической и стратегической.

Стиль работы Путина с правительством практически не изменился, только теперь вместо еженедельных совещаний президента с ключевыми членами кабинета он проводит заседания с ними же, но в формате президиума правительства. Заметно ускорилось принятие правительством решений за счет прежде всего отмены их бюрократических согласований с администрацией президента.

Медведев в отличие от Путина образца 2000 года, опиравшегося и на ФСБ (в качестве прежнего директора службы), и на силовые структуры в целом (в качестве секретаря Совбеза), фактически лишен самостоятельной базы власти. У нового президента очень ограниченная команда – ведь Медведев никогда не был первым лицом: ни на уровне города или региона, ни на уровне корпорации или предприятия. Он был всегда помощником, всегда находился в чьей-то тени, в чьей-то команде.

Большинство из тех, кого причисляют к «людям Медведева», относятся к весьма узкому кругу однокашников Медведева по юридическому факультету Ленинградского университета. И все же Медведев действует весьма активно для своего крайне стесненного положения. Ему, в частности, удалось несколько расширить свою аппаратную базу, проведя своих людей в Минюст и на важный пост главы Контрольного управления АП (именно этот пост в свое время занимали нынешний вице-премьер Алексей Кудрин, сам Путин и его протеже Патрушев). Вместе с Высшим арбитражным судом и службой приставов, возглавляемыми людьми команды Медведева, а также Генпрокуратурой, с руководством которой новый президент выстраивает более тесные отношения, это уже неплохой задел. Свидетельством усиления близких к Медведеву людей служат демарши руководства ВАС и против бывших кураторов суда из путинской администрации, и против влиятельного руководителя Московского арбитражного суда. Медведев лично возглавил и борьбу с коррупцией. Но при всей активности Медведева заметно и то, насколько узка пока сфера приложения его усилий.

Ученик Путина Медведев тщательно избегает участия в клановых конфликтах и пытается выстроить отношения со всеми элитными группами и корпорациями в максимально позитивном ключе. Генпрокуратуре он, скажем, выделяет дополнительные штатные единицы, а конфликтующему с ней Следственному комитету утверждает долгое время задерживавшиеся Кремлем назначения руководства. Избегает он и решений, которые могут быть негативно восприняты значимыми социальными группами, а стало быть, и определенности позиции по ряду важных вопросов, вызывающих споры среди политических элит и в обществе.

Как выглядит конфигурация власти в результате? Игорь Сечин – идеолог антилиберального поворота 2003 года в роли промышленного вице-премьера (пожалуй, уже один этот элемент свидетельствует о том, сколь призрачны надежды на оттепель сверху). Технократы вроде Игоря Шувалова и либералы вроде Эльвиры Набиуллиной и Аркадия Дворковича на имиджевых ролях. Во многом автономные по отношению к правительству госкорпорации с колоссальными самостоятельными бюджетами возглавляют доверенные люди Путина. Бывший некогда штабом реформ МЭРТ низведен до уровня бюро макроэкономического прогнозирования. И Медведев – в роли имидж-прикрытия и устроителя судебной системы, гарантирующей относительную стабильность правил игры и закрепления перераспределения собственности, проведенного во второй путинский срок.

2000–2004–2008

Если начало медведевского президентства сравнивать с двумя предыдущими, то оно выглядит гораздо менее энергичным, чем даже второе путинское и, тем более, путинское первое. Нет новых прорывных идей, хотя президентская кампания велась под лозунгами скорее обновления курса и придания ему большей социальной ориентированности, чем сохранения и закрепления достигнутого. Тем более нет программ по их осуществлению. Не видно никаких домашних заготовок, поэтому все высказывающиеся Медведевым либеральные идеи, например, относительно упора на четыре «и» – институты, инфраструктуру, инновации, инвестиции – зависают в воздухе. То же можно сказать и о недавно добавленном пятом «и» – интеллектуальном потенциале.

Выработкой предложений и стратегии для Медведева занимается новый мозговой центр – Институт современного развития (ИСОР) и возникшая на его базе дискуссионная площадка. Его, пожалуй, можно было бы сравнить с Центром стратегических разработок (ЦСР) под руководством Германа Грефа в начале первого путинского срока, если бы не несколько «но». Во-первых, ИСОР – это, по сути, путинский проект, который был запущен в качестве РИО-центра – Центра развития информационного общества еще в начале 2006 года. Курировал этот проект, созданный под абстрактного преемника, тогдашний министр информатизации и связи Леонид Рейман, кстати, один из немногих высоких чиновников, оставшихся не у дел в новом путинском кабинете. Кроме того, ИСОР в отличие от ЦСР – это экспертный центр, а не штаб по разработке и последующей реализации реформ. Он развернул довольно активную деятельность и привлек солидных экспертов либерального толка из разных областей, но, судя по их заявлениям, реальные результаты работы в виде конкретных предложений появятся через полтора-два года. Иными словами, деятельность ИСОР не ориентирована на нынешний президентский срок. Кроме того, это далеко не единственный и едва ли главный центр – параллельно «беспартийному» ИСОРу идет работа по выработке предложений по стратегии на базе трех партийных клубов под эгидой «Единой России». Продолжают работать и связанные с МЭРТом ЦСР и другие аналитические центры.

Расширить свою собственную базу власти Медведев мог бы в первую очередь за счет судейского корпуса, что, собственно, он и пытается делать, занимаясь совершенствованием судебной системы и укреплением независимости судей.

Сетевой организацией, на которую Медведев мог бы при этом опереться, является Ассоциация юристов России, где он возглавляет попечительский совет. В федеральном руководстве АЮР представлены главы всех высших судов, руководители силовых и правоохранительных структур. В регионах АЮР возглавляют достаточно высокопоставленные чиновники вплоть до губернаторов, как, например в Астраханской и Кировской областях. В свое время в недрах АЮР обсуждался проект развертывания гигантской сети общественных приемных на местах, деньги на которую соглашался выделять российский бизнес. Пока этот проект не реализован, а сеть общественных приемных Медведева на президентских выборах, которую возглавлял председатель правления АЮР Павел Крашенинников, передана недавно «Единой России».

Вторая корпорация, на которую в принципе мог бы опереться Медведев, – предприниматели. И не случайно многие из его заявлений адресованы именно им. Кроме того, Медведев активно общается с различными бизнес-ассоциациями, а Игорь Юргенс – вице-президент РСПП возглавил медведевский аналитический центр. Да и первые успехи в уменьшении административного давления на бизнес, за которое ратует новый президент, и в становлении реально независимых судов, сделают бизнес союзником Медведева.

Чего ждать?

Серьезные социальные и экономические реформы не стоят в ближайших планах ни Путина, ни Медведева, даже если у последнего есть самостоятельные планы по поводу пользования властью, а не только получения ее. Заметим, что при столь быстром росте финансового благополучия никакая система не пойдет на болезненные реформы. Власть сначала будет пытаться все купить: поддержку избирателей, диверсификацию экономики, решение инфраструктурных проблем и др., что, собственно, она пытается делать сейчас. И лишь столкнувшись с кризисами, пытаясь их как-то разрешить, пойдет на реформы.

Именно это дает основание полагать, что политическую систему и страну в целом уже в ближайшее время ждут изменения, и изменения серьезные. Можно сказать, что система в этом году будет проходить серьезные испытания на прочность. Все это, однако, связано не с благими пожеланиями кого-то наверху, а с вызовами, с которыми система уже начала сталкиваться.

Заметим, что в недавней работе, выполненной под эгидой Института современного развития – аналитического центра, работающего на Медведева, большим коллективом ученых и представителей бизнес-сообщества, анализируются четыре основных сценария экономического развития:

1) мобилизационный, с государством, единовластно концентрирующим ресурсы и распределяющим их в пользу избранных приоритетных направлений;

2) «рантье», основанный на максимизации ренты от природных ресурсов и ее перераспределении в форме социальных выплат;

3) инерционный, связанный с отсутствием четкой стратегии, подменяемой тактическим маневрированием групп интересов, конкурирующих за доступ к ресурсам;

4) модернизационный, с обеспечением устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан на основе развития инновационной экономики и институтов гражданского общества.

Проблема заключается в том, что выявить сколь-либо значимые и влиятельные группы интересов, заинтересованные в реализации модернизационного сценария, исследователям не удалось.

Два медведя в одной берлоге

Система «слабый президент – сильный премьер» в принципе могла бы быть устойчивой. Но только не в нынешних российских условиях с заложенной Ельциным и выстроенной Путиным суперпрезидентской системой правления. Серьезные конфликты между командами Путина и Медведева в ситуации реконфигурации власти, что в России автоматически означает и перераспределение собственности, неизбежны.

До сих пор системе удавалось избегать острых публичных конфликтов. Но, заметим, что ее перестройка только началась. Политическая и административная система не подвергалась пока серьезным испытаниям в виде кризисов – как внешних, так и внутренних. Между тем политическая турбулентность неизбежна, и ряд ожидающих систему уже в ближайшее время испытаний можно вполне предвидеть.

Вариант длительного, скажем, до очередных президентских выборов, «двоецарствия», мирного сожительства двух медведей в одной берлоге, поэтому выглядит крайне маловероятным. Если только не выгородить одному из медведей угол или не посадить его на цепь. И то и другое возможно осуществить с помощью институтов. Поэтому представляется, что, с одной стороны, для Медведева усиление институтов – и относительно самостоятельной судебной власти, и разделения властей в целом, и выборов – это единственная возможность противостоять персоналистской власти Путина, а с другой стороны, для Путина институциональное ограничение власти президента и превращение возглавляемой им «Единой России» в реальную партию власти – способ предотвратить конфликты между политическими элитами.

Насколько велики шансы Медведева в случае противостояния с Путиным? Высказывается мнение о том, что власть сама по себе будет перетекать от Путина к Медведеву в силу разности их должностных потенциалов. Думаю, что это крайне маловероятно в ситуации, когда сам Путин этого очевидным образом не хочет. Да, у нового президента сейчас есть значительный властный потенциал, который объективно работает на его усиление. Однако это потенциал заемный, и его можно сравнить с краткосрочным кредитом, по которому скоро, уже до конца года, предстоит расплачиваться. И если Медведеву не удастся реализовать этот потенциал уже в ближайшие месяцы, если ему не удастся переломить ситуацию в свою пользу, то это фактически будет означать закрепление его статуса номинального монарха, который царствует, но не правит.

Отсюда значимость этого года для Медведева, для Путина и для всего политического развития страны. Путин в логике сохранения своей власти должен вести игру на удержание, Медведев – на расширение пространства своей власти, а политическая элита в ситуации неопределенности старается застраховаться на случай любого развития событий и предусмотрительно ставит пока на оба цвета.

На оба цвета, а не доминирование одного над другим должны надеяться и граждане.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
605
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
1152
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
639
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
488

Другие новости