Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев активно пропагандирует столичный стиль управления. «Нас так учил Юрий Михайлович Лужков: критика – двигатель прогресса», – пояснил он однажды свою методику взаимодействия с подчиненными. Правда, местные чиновники воспринимают головомойки губернатора более серьезно, чем просто управленческий метод. «Я когда кого-то покритикую, все сразу спрашивают, когда я его уволю или когда он уйдет, – заметил как-то губернатор. – А это совершенно не имеет под собой никаких оснований».
Нижегородские ученые уже провели исследование лексики Валерия Шанцева. По данным профессора Нижегородского государственного лингвистического университета Татьяны Романовой, губернатор своей речью «постоянно демонстрирует неразрывную связь Шанцев – Путин – Лужков», старается показать, что он «работоспособный и трудолюбивый человек, устремленный в светлое будущее» (в частности, употребляет много глаголов в будущем времени). «У него ярко выражен «лужковский тип», – считает Романова. Кстати, одно из самых любимых слов Шанцева – «мужик».
Побывав с деловым визитом в Японии, Шанцев был так покорен подмеченным им управленческим стилем, что даже привез в Нижний Новгород пару японских слов. «Бесполезно сделанная работа, по-японски – муда, – учил он подчиненных. – Так давайте не будем заниматься мудой». И еще заявил чиновникам: «Домэ так жить». Нельзя то есть.
В районах области к приезду Шанцева порой готовятся в авральном режиме. Жители районного центра Богородск рассказывают, как прошлым летом накануне визита губернатора в городе поздней ночью наносили дорожную разметку, красили заборы частных домов, деревья, столбы, газовые трубы, косили траву, вешали флаги.
Хотя обычно Шанцев не склонен к экспромтам, минувшей зимой губернатор решил нежданно-негаданно проехаться по Нижнему Новгороду во время сильного снегопада. И, несмотря на валивший вовсю снег, не обнаружил ни одной снегоуборочной машины. Позвонил мэру Вадиму Булавинову. «Компьютер показывает, что вся техника на линии», – заявил градоначальник. «В компьютере, может, у тебя все и ездит, а в городе ничего нет», – негодовал тогда Шанцев.
Губернатор сам активно популяризирует собственный образ сурового начальника. Например, охотно рассказывает о себе соответствующий анекдот: «Парикмахерская, в кресле – местный чиновник. Цирюльник, работая ножницами, упорно расспрашивает клиента, каково ему работать с Шанцевым. «Да что вы пристали?» – наконец не выдерживает тот. «Не волнуйтесь, – успокаивает его парикмахер. – Просто я чиновников уже не первый раз стригу и убедился: если повторять фамилию «Шанцев», волосы у них встают дыбом, и так их легче стричь». Или, например, подарил губернатору местный скульптор фигурку лешего – «от нечистой силы, болтунов и бездельников», а Шанцев тут же в ответ: «Болтуны и бездельники меня сами боятся».
Но супруга губернатора Татьяна Шанцева в своих интервью утверждает, что о ее муже у людей сложилось неправильное представление, на самом деле он очень мягкий человек. Вот и председатель Заксобрания Виктор Лунин недавно признался, что не находит в Шанцеве никакого авторитаризма. Да и разносы подчиненных на заседаниях правительства губернатор в последнее время устраивает нечасто.
Нижний Новгород