Дмитрий Медведев стал 39-м руководителем России, если вести отсчет с Ивана III, который называл себя не просто великим князем, но и царем всея Руси, и 37-м, если считать с Ивана Грозного, чей титул царя был признан за рубежом. За это время механизм перехода власти неоднократно менялся в зависимости от состояния государства и роли первого лица в управлении страной.
Историки спорят до настоящего времени – кого из многочисленных правителей княжеств и других государств, частично или полностью располагавшихся на территории нынешней России, можно назвать первым полноценным всероссийским правителем. Одни ведут отсчет с великих князей Киевских, другие – с Владимирских. Однако назвать первым полновластным монархом, правившим на территории всей России того времени, следует все-таки Ивана III или его внука Ивана IV, более известного как Грозный.
Страсти у престола
Первый взошел на престол в 1462 году по завещанию своего отца Василия II. Именно при Иване III Русь в 1480 году прекратила платить дань Орде. В 1492 году он объявил себя «государем всея Руси». Но этот титул был скорее для внутреннего употребления – иностранные дипломаты по-прежнему называли его «великим князем московским», кроме того, часть русских земель – Смоленск, часть нынешних Калужской и Тульской областей и Северские земли (нынешний северо-восток Украины) – находилась под властью Литовского княжества. Впрочем, после присоединения Новгорода, Пскова (1510 год), Смоленска (1514 год) и Чернигова у московских князей появились основания называть себя царями.
С самого начала передача власти в новом государстве происходила с немалыми трудностями. Иван III был женат дважды – на тверской княжне и дочери последнего византийского императора Софье Палеолог. По закону трон должен был перейти к потомкам от первого брака. Первоначально наследником престола провозгласили внука царя Дмитрия. Однако затем его отправили в монастырь, а царем стал сын от второго брака Василий III. После смерти Василия в 1533 году начался новый виток борьбы за власть. Царь в своей «духовной грамоте» – завещании – передавал трон малолетнему сыну Ивану, но до его совершеннолетия править страной должен был совет из родовитых бояр – «семибоярщина». Однако на трон претендовал и брат Василия III Юрий. Борьба закончилась его поражением: князя посадили в монастырь, где он умер от голода. Еще одного претендента – Андрея Старицкого – постигла та же участь.
Ивана IV короновали в 16 лет в январе 1547 года, причем принятие царского титула скрывали от Речи Посполитой два года – в Москве опасались, что соседей возмутят претензии России на русские земли, находившиеся в составе Литвы. Но трудности в передаче власти только начинались. Иван женился семь раз, дважды – в 1565 и 1575 годах – отрекался от престола, причем во второй раз он формально передал корону Симеону Бекбулатовичу. Два сына Ивана от разных жен с одинаковым именем Дмитрий умерли при загадочных обстоятельствах, сына Ивана он убил сам. Другие потенциальные претенденты на престол, например Владимир Старицкий, были казнены. В итоге после смерти Ивана Грозного в 1584 году у ближних бояр не было выбора. Царем провозгласили Федора Иоанновича, сына Ивана от первого брака, не способного к правлению. Из-за слабоумия он царствовал, но не правил, фактически страной руководил Борис Годунов, к которому монарх отправлял челобитчиков. Так Россия прожила до 1598 года, когда Федор скоропостижно скончался, не оставив детей. На этом пресеклась династия Рюриковичей. Патриарх Иов предложил трон его жене Ирине, но она отказалась от престола в пользу своего брата Бориса Годунова. Тот первоначально «отказался» от трона и согласился лишь после настойчивых просьб Боярской Думы. Он серьезно готовил сына Федора к трону: вызвал из-за границы учителей, которые учили наследника языкам и государственному управлению.
Правители Смуты
Однако Федору не повезло: после смерти Бориса в 1605 году на горизонте появился самозванец, выдававший себя за спасшегося сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. В мае 1605 года воевода Басманов, посланный против Лжедмитрия, перешел на его сторону. Подстрекаемая боярами чернь ворвалась в Кремль и увезла его с семьей в дом Годунова. Вскоре Федор был убит и началась Великая Смута.
Российских правителей того времени можно называть стрелецкими и боярскими царями. Их судьба зависела от настроения ближайшего окружения и вооруженных отрядов. На короткий срок, до лета 1606 года, на престоле оказался Лжедмитрий I. После его свержения и смерти царем выкрикнули Василия Шуйского. В 1610 году бояре при поддержке польского войска свергли Шуйского и провозгласили королем польского принца Владислава, но в 1612 году поляки были выбиты из Москвы.
В 1613 году Боярская Дума, а затем Земский собор провозгласили царем Михаила, сына знатного боярина Филарета Романова. Основатель династии, правившей Россией 300 лет, обещал боярам «о всяких делах мыслити с бояры и думными людьми соопча, а без их ведомости никаких дел не делати». Однако с возвращением отца из плена в 1619 году (вскоре он получил сан патриарха) Михаил стал более самостоятельным. После его смерти наследник назначался царем по старшинству и утверждался Боярской Думой и Земским собором. Большинство сыновей Алексея Михайловича имели слабое здоровье: Алексей умер в 16 лет в 1670 году, его брат Федор стал царем в 1676 году в 15 лет, но правил совсем недолго – умер в 1682-м.
После этого спокойная эпоха снова прервалась. Царем был провозглашен Иван, которому не исполнилось 16 лет, но он не блистал талантами, и в пару к нему наследником назначили Петра. Вопреки обычаям опекунов назначили до совершеннолетия не Ивана, а Петра. Следствием этого были ряд мятежей и восстаний, поднятых мечтавшей о царской короне старшей сестрой Ивана и Петра Софьей.
Именно Петр I издал указ о престолонаследии, положивший конец обычаю выбирать царя по старшинству. «Петр I отрезает бороды старообрядцам», лубок начала XVIII века |
Сюрпризы единонаследия
Петр I, казнивший своего первенца – Алексея, оказался в трудной ситуации – у него не было наследника, а права его жены Екатерины (урожденной простолюдинки Марты Скавронской) и сына от второго брака на престол выглядели сомнительными. Петр издал в 1722 году указ о престолонаследии, который разрушил обычай выбора наследника по старшинству. Отныне император мог единолично назначить наследника по своему усмотрению. Однако и Екатерина I, и Петр II не занимались государственными делами и после смерти последнего начался новый династический кризис. Верховный Тайный совет (бывшие ближайшие соратники Петра) долго колебался в выборе претендента на престол между кандидатурами первой жены Петра Евдокии Лопухиной, дочерьми Елизаветой и Екатериной и его внуком Петром (будущим императором Петром III). В итоге выбор пал на племянницу Петра, дочь его старшего брата Ивана Анну, ее воцарение было оговорено соблюдением ряда условий (кондиций). Кондиции стали первой попыткой юридического ограничения самодержавия, главным пунктом которых был запрет на лишение дворян жизни и собственности без решения суда. Однако «верховники» не пользовались поддержкой всего дворянства, многие сподвижники Петра выступили против них, в итоге Анна демонстративно разорвала текст кондиций.
В 1740 году, незадолго до своей смерти, Анна Иоанновна подписала указ о назначении наследником Ивана Антоновича – сына внучки Ивана Анны Леопольдовны. Причем регентом назначались не родители малолетнего царя, а фаворит прежней царицы герцог Бирон. Недовольная Анна при поддержке Миниха и Остермана арестовала Бирона и отправила его в сибирскую ссылку. Так в России началась эпоха дворцовых переворотов. Через год Анну Леопольдовну свергла дочь Петра I Елизавета, Анне вместе с Иоанном Антоновичем постоянно меняли место ссылки, после смерти матери претендента на престол на всякий случай посадили в Шлиссельбургскую крепость, где он и погиб при попытке освобождения в 1764 году. Петр III правил немногим более года – в 1761–1762 годах, его задушили фавориты Екатерины II братья Орловы. Екатерина долго колебалась перед объявлением наследником своего сына от брака с Петром Павла. Не случайно Павел, когда к нему приехал один из последних фаворитов матери, сначала испугался ареста. Зато затем он заставил Орловых участвовать в торжественном перезахоронении убитого ими отца. Павел стал последним российским императором, свергнутым своими приближенными и родственниками, – известно, что в заговоре против Павла в 1801 году активно участвовал его сын Александр.
Невезение с наследниками
Впрочем, и после Александра I с передачей трона в России регулярно случались заминки. После его смерти в 1825 году первым претендентом на трон считался средний сын Павла Константин. Однако он отказался от престола, ограничившись властью над русской частью Польши. Об отречении знали не все, и ситуацией попытались воспользоваться декабристы. Дело закончилось серьезным кровопролитием, новый царь Николай стремился подготовить своего старшего сына, великого князя Александра, к царствованию так, чтобы не допустить неожиданностей. Надо сказать, что учителя справились с задачей воспитания наследника блестяще. Эпоха Александра II, без сомнения, является примером наиболее продуманных и последовательных реформ в России.
Два других наследника – Александр III и Николай II – оказались скорее случайными людьми на престоле. К трону готовили их старших братьев – Николая и Георгия. Однако старшие братья умерли в юности, и корону получили люди, которых не готовили специально к исполнению миссии монарха. И если Александр III правил хотя и излишне жестко, но достойно, то его сына многие исследователи считают одним из виновников революции.
Николай II, отрекаясь от престола, передал его до совершеннолетия сына Алексея своему брату Михаилу, но тот отказался от качавшегося трона.
Дальше руководителем страны стал председатель правительства. Первым премьером республиканской России стал в марте 1917 года кадет Георгий Львов, после его отставки должность премьера по соглашению кадетов и эсеров, имевших большинство в новом составе правительства, получил Александр Керенский.
От деда к деду
Избрание первого лица СССР – Генерального (или Первого) секретаря ЦК партии – было таинством, разве что партийные власти предпочитали не проводить торжественных «коронаций». Узкая группа посвященных членов Политбюро называла имя нового правителя, которое затем одобрялось расширенным ареопагом, пленумом ЦК, о чем народ узнавал из газет. Интересно отметить, что процедура избрания патриарха прошла в Москве в 1917 году куда менее келейно: будущий предстоятель Русской церкви был избран по жребию на глазах у людей.
Первым руководителем страны после Октябрьской революции стал, как известно, Владимир Ленин, затем от неизлечимо больного «вождя пролетариата» власть перешла к Сталину. Правда, и здесь случались сбои: на ХVII съезде ВКП(б) в 1934 году против избрания Иосифа Сталина в состав Центрального комитета было подано 300 бюллетеней, значительно больше, чем против Сергея Кирова. Но в итоге голоса посчитали «правильно», а Киров вскоре был убит.
После смерти Сталина лидером партии стал Никита Хрущев, единственный из советских руководителей, встретивший смерть не на посту. В октябре 1964 года в СССР произошел настоящий дворцовый переворот. Недовольные непоследовательными и импульсивными реформами партаппаратчики в период пребывания Хрущева в отпуске составили заговор, вызвали своего шефа в Москву и заставили подписать заявление об отставке.
Дальше уже обходилось без шероховатостей, в 1980-е годы престарелые лидеры Компартии избирали преемниками себе подобных. Так было, когда генеральными секретарями избирались 68-летний Юрий Андропов и 73-летний Константин Черненко. Это породило один из анекдотов той эпохи: «Чем отличается феодализм от социализма? – При феодализме власть передается от отца к сыну, а при социализме от деда к деду».
Новая эпоха
Михаил Горбачев стал первым президентом и последним руководителем страны, избранным ограниченным кругом людей.
После этого первые лица России избирались на выборах, которые проводились с формальным соблюдением процедур всеобщего тайного и равного голосования. Примечательно, что ни один из президентов современной России – ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин – не пытались нарушить закон и пойти на третий срок.