Средства массовой информации Татарстана мало изменились с советских лет. Их стиль по-прежнему больше напоминает брежневские времена застоя. Например, общественно-политическая газета «Республика Татарстан» – местный официоз, бывший орган Татарского обкома КПСС – на протяжении многих лет, из номера в номер, на первой полосе публикует от одного до трех снимков президента республики Минтимера Шаймиева. Подробно описывается, как он провел свой рабочий день, кого наградил, какую официальную делегацию принял.
В период «парада суверенитетов» и «разгула независимости» местная пресса могла устраивать конкурсы школьных стихотворений на тему: «Президента видел я, пусть завидуют друзья» и комментировать каждое появление Минтимера Шаймиева на федеральных каналах. Десять лет назад все та же «Республика Татарстан» публиковала восторженные стихи, посвященные Минтимеру Шаймиеву, – «Умный, мудрый он политик! Рассуждает как мудрец, поступает как отец». В последние годы хвалебные материалы о главе Татарстана не носят такого откровенного характера, как раньше, когда президента именовали «мудрым поводырем народа Татарстана» и титуловали «выдающимся политическим деятелем в масштабе всего мира».
За 18 лет правления Шаймиева свет увидело немалое количество книг, воспевающих президента Татарстана. Особое место среди них занимают два фолианта: выпущенная в Лондоне на трех языках – английском, татарском и русском – роскошная книга «Президент Минтимер Шаймиев» и «Президент М.Ш. Шаймиев. Социально-психологический портрет». В последнем издании, увидевшем свет в 2002 году, два доктора (психологических и педагогических наук) подробно препарировали личность президента. Эта книга, написанная в жанре популярной научной публицистики, повествует о «синергизме личности Минтимера Шаймиева», об особенностях его мышления, эмоциональных особенностях президента, его жизненных и политических ценностях. Насквозь комплиментарное первому человеку республики издание представляет президента Татарстана как предтечу тогдашнего главы России Владимира Путина и уникального человека на российском политическом Олимпе.
Внешне Минтимер Шаймиев равнодушен ко всем восхвалениям и старается не обнаруживать своего отношения к сложившемуся за полтора десятилетия культу его личности. Воспевание президента выглядит скорее как «стихийное проявление народных масс», нежели чем организованная властями пропагандистская кампания.
Минтимер Шаймиев очень закрытый человек, а потому в доступных источниках нет упоминаний о том, что президент Татарстана содержал или держит в своем аппарате специалистов по имиджу. Роль имиджмейкеров каждодневно с успехом выполняют местные СМИ. Такое положение первых лиц республики и их отношений с прессой во многом естественно для Татарстана. Политолог Мидхад Фарукшин так определяет ситуацию: «Специфическая культура, привнесенная группой Шаймиева, включает в себя традиционные нормы чинопочитания, непререкаемое отношение к руководителю, внутреннее неприятие оппозиции, благоволение к выходцам из собственной среды, в особенности к землякам, и подозрительность к «чужакам», особенно из городских и образованных слоев населения».
Казань