За шесть лет своего правления красноярский губернатор Александр Хлопонин никогда не совершал каких-либо действий, позволивших бы обвинить его в создании собственного «культа личности». Плакаты с изображением главы региона можно увидеть только во время федеральных избирательных кампаний, что, как известно, является «обязательной программой» для всех руководителей региона, которые борются за явку. Ни портретов, ни открыток со светлым обликом Александра Геннадиевича в красноярских книжных магазинах не найти.
«Больше всего я боюсь забронзоветь, – признался как-то Александр Хлопонин корреспонденту «НГ». – Вот это уже не лечится. Тут или с крыши нужно прыгать или в холодную прорубь человека опускать».
«Главный принцип Хлопонина – естественность, – утверждает пресс-секретарь губернатора Игорь Астапов. – Фактически он сам создает свой образ. У нас нет специальных имиджмейкеров. Пресс-служба губернатора выполняет в основном технологическую функцию, выстраивая мосты взаимоотношений между руководителем региона и СМИ. Мы не проводим специальных пиар-мероприятий по повышению рейтинга Хлопонина по простой причине – в этом нет никакой необходимости. Поэтому и денег на поддержание имиджа губернатора никаких не тратится».
Хлопонину на самом деле нет никакой нужды в спецмероприятиях. В очереди желающих взять у него интервью – как местные, так и федеральные СМИ. Именно поэтому Хлопонин неизменно оказывается в числе самых цитируемых региональных руководителей. Во всяком случае, в Сибирском федеральном округе он, как правило, оказывается самым цитируемым губернатором, лишь изредка пропуская вперед главу Кемеровской области Амана Тулеева. Хлопонин и сам изредка выступает в федеральной печати с концептуальными статьями, например, посвященными проблемам региональной политики. В последнее время губернатор полюбил общаться с населением без посредников. Раз в месяц на одном из местных телеканалов он проводит телемост с населением региона, аналогичный президентскому. Несколько раз в год он также общается с народом напрямую через интернет в интерактивном режиме.
«Хлопонин – талантливый импровизатор, склонный к игре. Он не рисуется перед публикой, поэтому по-прежнему популярен, особенно среди молодежи, – считает депутат Законодательного собрания, редактор «Красноярской газеты» Олег Пащенко. – Особо отмечу демократичное отношение Хлопонина к СМИ. Его, конечно, задевают наезды. Например, однажды он мне позвонил, чтобы выразить свое возмущение публикацией, где его жестко критиковали. Но никаких санкций против тех, кто на него нападает, он никогда не предпринимал».
«Хлопонин еще во время губернаторских выборов 2002 года позиционировал себя как продвинутого, успешного и креативного менеджера-политика, – полагает политолог Сергей Жабинский. – Этот образ практически не изменился, оказался востребован временем, и именно поэтому по всем соцопросам он является самым популярным политиком региона».
Красноярск