В последнее время слышны голоса о том, что нам в силу национальной специфики можно произвольно определять, каким обязательным положениям международных конвенций против коррупции надо следовать, а каким нет. Напомню, что применительно к ратифицированным международно-правовым нормам нельзя использовать известный у нас принцип «здесь играем, здесь не играем, здесь селедку заворачивали┘». Мы должны будем изменить наше законодательство, существенно расширив составы коррупционных преступлений и ужесточив санкции за их совершение. Сюда подпадают нормы, касающиеся декларирования имущества, доходов и расходов чиновниками и членами их семей, конфискации имущества, ответственности юридических лиц, ответственности за отмывание средств, полученных в результате коррупционных преступлений, ограничений на трудоустройство чиновников на работу в компании, ранее находившиеся в зоне их ответственности, и др.
Несколько слов о Национальном плане. Несомненно, в его основу должны быть положены комплексные и системные подходы. Ужесточение антикоррупционного законодательства является лишь одним из его элементов. Акцент, на мой взгляд, должен делаться не только и не столько на карательных мерах (хотя они, безусловно, необходимы), сколько на работе по предупреждению и профилактике коррупции, преодолению правового нигилизма среди населения, формированию атмосферы невыгодности коррупционного поведения в системе государственной и муниципальной службы, созданию и поощрению антикоррупционных стандартов поведения. Иными словами, речь должна идти о создании устойчивых предпосылок для борьбы с причинами, порождающими коррупцию.
Как представляется, важное значение при подготовке и последующей реализации Национального плана могли бы иметь следующие элементы:
– выработка административных и регулирующих механизмов предотвращения коррупции;
– укрепление всех элементов национальной институциональной системы, включая исполнительную и законодательную ветви власти, суды, структуры гражданского общества, частный сектор, в первую очередь малый и средний бизнес;
– совершенствование правоприменительной деятельности, направленной на выявление, расследование и судебное преследование по коррупционным составам преступлений;
– расширение антикоррупционного образования, привитие правовой культуры, привлечение структур гражданского общества и СМИ к реализации антикоррупционных программ;
– организация мониторинга уровня коррупции и проведение оценки эффективности национальной антикоррупционной политики.
Эффективной реализации Национального плана будут содействовать:
– определение четких сроков выполнения каждого его пункта и введение персональной ответственности за их исполнение;
– разумное сочетание мер, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
– разработка мер, направленных на повышение открытости и прозрачности власти, обеспечение доступа граждан к информации, расширение практики взаимодействия граждан с органами власти посредством интернета, сокращение поводов, требующих непосредственного контакта чиновников с гражданами (справки, согласования, разрешения и т.д.);
– активизация информационно-разъяснительной работы государства на федеральном, региональном и местном уровнях, направленной на преодоление терпимости и безразличия населения к коррупции, вовлечение в реализацию антикоррупционных программ гражданского общества.
Важнейшим нововведением могла бы стать практика подготовки ежегодного доклада президенту Российской Федерации о ходе и результатах реализации Национального плана противодействия коррупции.
Уже сейчас можно спрогнозировать, что определенной части чиновничьего аппарата на федеральном и региональном уровнях, да и представителям бизнеса, сформировавшим за последние годы устойчивые коррупционные связи, многие новеллы придутся не по вкусу, поскольку они несут прямую угрозу их материальным интересам. Сопротивление будет носить скрытый характер и заключаться в затягивании исполнения принятых решений, организации информационных вбросов, дискредитирующих отдельные антикоррупционные инструменты (институт конфискации имущества или декларирование доходов и расходов не только чиновниками, но и членами их семей и т.п.). Уже сейчас недопустимо затянулось выполнение правительством поручения президента об утверждении интегрированной методики проверки принимаемых законодательных и нормативных актов на коррупциогенность. Созданные в соответствии с указом президента в федеральных органах исполнительной власти комиссии по конфликту интересов никакой практической работы не ведут и функционируют только на бумаге.
Следует упомянуть и еще об одной острой проблеме – эффективности борьбы с коррупцией. Действующее законодательство уже сегодня дает широкие возможности правоохранительным органам и прокуратуре. Однако они используются далеко не в полной мере. Согласно результатам всех последних опросов общественного мнения, сама правоохранительная система в силу своей коррумпированности нередко представляет большую угрозу для граждан, чем для преступников.
Принимая во внимание, что эта болезнь в России сильно запущена, для нас сегодня дорог каждый месяц.