0
1581
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.06.2008 00:00:00

Эта болезнь в России сильно запущена

Михаил Гришанков

Об авторе: Михаил Гришанков, первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности, фракция "Единая Россия"

Тэги: коррупция, законодательство, профилактика


В последнее время слышны голоса о том, что нам в силу национальной специфики можно произвольно определять, каким обязательным положениям международных конвенций против коррупции надо следовать, а каким нет. Напомню, что применительно к ратифицированным международно-правовым нормам нельзя использовать известный у нас принцип «здесь играем, здесь не играем, здесь селедку заворачивали┘». Мы должны будем изменить наше законодательство, существенно расширив составы коррупционных преступлений и ужесточив санкции за их совершение. Сюда подпадают нормы, касающиеся декларирования имущества, доходов и расходов чиновниками и членами их семей, конфискации имущества, ответственности юридических лиц, ответственности за отмывание средств, полученных в результате коррупционных преступлений, ограничений на трудоустройство чиновников на работу в компании, ранее находившиеся в зоне их ответственности, и др.

Несколько слов о Национальном плане. Несомненно, в его основу должны быть положены комплексные и системные подходы. Ужесточение антикоррупционного законодательства является лишь одним из его элементов. Акцент, на мой взгляд, должен делаться не только и не столько на карательных мерах (хотя они, безусловно, необходимы), сколько на работе по предупреждению и профилактике коррупции, преодолению правового нигилизма среди населения, формированию атмосферы невыгодности коррупционного поведения в системе государственной и муниципальной службы, созданию и поощрению антикоррупционных стандартов поведения. Иными словами, речь должна идти о создании устойчивых предпосылок для борьбы с причинами, порождающими коррупцию.

Как представляется, важное значение при подготовке и последующей реализации Национального плана могли бы иметь следующие элементы:

– выработка административных и регулирующих механизмов предотвращения коррупции;

– укрепление всех элементов национальной институциональной системы, включая исполнительную и законодательную ветви власти, суды, структуры гражданского общества, частный сектор, в первую очередь малый и средний бизнес;

– совершенствование правоприменительной деятельности, направленной на выявление, расследование и судебное преследование по коррупционным составам преступлений;

– расширение антикоррупционного образования, привитие правовой культуры, привлечение структур гражданского общества и СМИ к реализации антикоррупционных программ;

– организация мониторинга уровня коррупции и проведение оценки эффективности национальной антикоррупционной политики.

Эффективной реализации Национального плана будут содействовать:

– определение четких сроков выполнения каждого его пункта и введение персональной ответственности за их исполнение;

– разумное сочетание мер, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

– разработка мер, направленных на повышение открытости и прозрачности власти, обеспечение доступа граждан к информации, расширение практики взаимодействия граждан с органами власти посредством интернета, сокращение поводов, требующих непосредственного контакта чиновников с гражданами (справки, согласования, разрешения и т.д.);

– активизация информационно-разъяснительной работы государства на федеральном, региональном и местном уровнях, направленной на преодоление терпимости и безразличия населения к коррупции, вовлечение в реализацию антикоррупционных программ гражданского общества.

Важнейшим нововведением могла бы стать практика подготовки ежегодного доклада президенту Российской Федерации о ходе и результатах реализации Национального плана противодействия коррупции.

Уже сейчас можно спрогнозировать, что определенной части чиновничьего аппарата на федеральном и региональном уровнях, да и представителям бизнеса, сформировавшим за последние годы устойчивые коррупционные связи, многие новеллы придутся не по вкусу, поскольку они несут прямую угрозу их материальным интересам. Сопротивление будет носить скрытый характер и заключаться в затягивании исполнения принятых решений, организации информационных вбросов, дискредитирующих отдельные антикоррупционные инструменты (институт конфискации имущества или декларирование доходов и расходов не только чиновниками, но и членами их семей и т.п.). Уже сейчас недопустимо затянулось выполнение правительством поручения президента об утверждении интегрированной методики проверки принимаемых законодательных и нормативных актов на коррупциогенность. Созданные в соответствии с указом президента в федеральных органах исполнительной власти комиссии по конфликту интересов никакой практической работы не ведут и функционируют только на бумаге.

Следует упомянуть и еще об одной острой проблеме – эффективности борьбы с коррупцией. Действующее законодательство уже сегодня дает широкие возможности правоохранительным органам и прокуратуре. Однако они используются далеко не в полной мере. Согласно результатам всех последних опросов общественного мнения, сама правоохранительная система в силу своей коррумпированности нередко представляет большую угрозу для граждан, чем для преступников.

Принимая во внимание, что эта болезнь в России сильно запущена, для нас сегодня дорог каждый месяц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1710
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1066
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
772
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1051

Другие новости