0
4874
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.05.2008 00:00:00

Его изначально не готовили к престолу

Тэги: царь, россия, образование, революция


Авторитет ушедшего с поста главы государства, прочная власть и поступательное развитие экономики еще не гарантия того, что пришедший на смену правитель, подверженный сторонним влияниям, сохранит стабильность в благополучной по всем параметрам стране. Наглядный пример этому – история правления последнего российского императора Николая II, 140-летие со дня рождения которого историческое сообщество отметило в минувшее воскресенье.

Николай II, взошедший на престол в 1894 году, после кончины отца – императора Александра Третьего – получил в наследство страну с твердым, подчас излишне жестким административным режимом. Власти в двух столицах и на местах чрезмерно строго следили за выступлениями в прессе и нередко видели в любом общественном движении недопустимое проявление вольнодумства. Государство пыталось изъять из ведения земского самоуправления даже ветеринарные и агрономические заведения, вспоминал лояльный монархист, будущий председатель Государственной Думы Михаил Родзянко. При этом, не вмешиваясь в дела частного капитала, власть вела собственную активную деятельность в сфере строительства путей сообщения. За годы правления Александра III за счет казны было проложено около 7000 верст путей, тогда как за частный – около 3500 верст.

Упрямство вместо твердости

Николай II намеревался продолжать политику отца и встретил делегацию деятелей земского движения, просивших о смягчении административного нажима, словами «Прошу не тешить себя бесплодными мечтаниями».

Неприятности начались, когда мировой экономический кризис конца ХIХ века задел Россию. Здесь ярко проявилось, что Николая изначально не готовили к престолу (реальный наследник, его старший брат Георгий, умер в молодости). Из-за этого познания Николая в государственном управлении были весьма ограничены. Он предпочитал экономическим и политическим наукам военные дисциплины и совершенно не интересовался волновавшими умы общественными теориями. Из-за понимания исключительности и божественности своей власти он никогда не спорил с собеседниками, доказывавшими свою правоту. При этом он легко подпадал под влияние людей из своего ближнего круга и великих князей – братьев его отца.

В начале ХХ века большое влияние на двор и царя приобрела так называемая безобразовская клика, возглавлявшаяся камергером двора. В нее входили бывшие видные сановники, владевшие лесоразработками на реке Ялу. Для вытеснения японских конкурентов они «активизировали» русскую внешнюю политику на Дальнем Востоке. Николай поддался идее «маленькой победоносной войны» с Японией. Однако царь назначал на высокопоставленные должности пассивных или плохо подготовленных генералов и адмиралов. Поражение не было катастрофическим, но по национальному престижу был нанесен болезненный удар.

Революция вместо победы

Следствием легкомыслия царя стали волнения, переросшие в массовые антиправительственные восстания. Император вынужден был пойти на немыслимые в начале царствования уступки: в октябре 1905 года он подписал манифест, которым создавался парламент с самостоятельными законодательными функциями, тем самым ограничивалась абсолютная власть монарха. Однако царь отправил премьера Сергея Витте, настаивавшего на широких правах Госдумы, в отставку. Царь подозрительно относился к сильным и волевым государственным деятелям и охотно прислушивался к нашептывателям из своего ближнего круга, обвинявшего Витте в стремлении стать «великим визирем», затмевавшим персону монарха. Нежелание видеть рядом с собой крупных государственных деятелей стало затем фирменным стилем николаевского правления.

Новый министр внутренних дел Петр Столыпин сумел подавить революцию. В 1905–1907 годах были убиты и расстреляны более 3000 человек, причастных или заподозренных в революционном движении. Столыпин понимал, что одними репрессиями проблему можно лишь загнать вглубь. Он предложил политическую и экономическую программу, реализация которой должна была выкорчевать экономические и социальные корни революции. В первую очередь, по мнению Столыпина, необходимо было решить аграрный вопрос. Он намеревался облегчить выход крестьян из общины с закреплением за желающими земельного участка, расположенного единым клином. С перенаселенностью центра России и Украины он планировал справиться массовым переселением крестьян в южные и западные районы Сибири.

Параллельно Столыпин расширял права профсоюзов в борьбе за экономические и социальные гарантии, ввести обязательное страхование фабричных и заводских рабочих и служащих путей сообщения. Столыпинские реформы вывели страну из кризиса. Экономика страны стремительно росла. Однако в 1911 году царь с подачи окружения намеревался уволить «великого визиря», заслонявшего государя. В сентябре 1911 года премьеру даже не нашлось места в царском поезде и на пароходе. Столыпин был убит террористом – агентом политической полиции.

Орден за развал государства

В 1914 году, накануне Первой мировой войны, премьером стал 75-летний Иван Горемыкин, по его собственному выражению, «вытащенный из нафталина».

Однако вялый Горемыкин не мог остановить массовые аграрные волнения и террор левых радикалов. От рук террористов в эти годы погибли более 9 тыс. человек – офицеров, чиновников, солдат, полицейских и простых обывателей. С ведома и одобрения царя по всей стране стали создавать боевые организации монархического толка. Их снабжали оружием с полицейских и военных складов, на издание газет выделялись громадные по тем временам субсидии из фонда Министерства внутренних дел. Однако за редким исключением ультраправые боевики не проявили себя в борьбе с революционным движением: они опасались выступать против массовых рабочих демонстраций или эсеровских боевых организаций. В дни Февральской революции они никак не проявили себя. Зато они отличились в погромах и убийствах.

Наиболее частая смена министров, генералов и чиновников происходила в годы Первой мировой войны, когда власть должна была действовать твердо и вместе с тем щепетильно. Царь часто назначал на посты людей, руководствуясь интересами своего ближайшего окружения. Достаточно сказать, что за 1914–1916 годы были сменены шесть министров внутренних дел, три военных министра, четыре министра юстиции. В 1915 году он сместил великого князя Николая Николаевича с поста Верховного главнокомандующего и занял этот пост сам. Придворные напели царю, что дядя «заслоняет» царя своей популярностью. Итогом таких назначений были недостаток боеприпасов на фронте в 1914–1915 годах, трудности с продовольствием в тылу, неудачи на фронтах и, как следствие, нарастание массового недовольства.

Царь упорно игнорировал сведения о надвигавшихся грозных событиях зимой 1917 года, веря в свою звезду и любовь народа. Не случайно накануне празднования 50-летия Октября кто-то из историков вполне серьезно заметил, что не мешало бы Николая II наградить орденом Октябрьской революции за развал государства и создание революционной ситуации в стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
835
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
5088
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2721
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6359

Другие новости