0
1129
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.05.2008 00:00:00

Ольга Маховская: "Идеологической обработке детей нужно сопротивляться"

Тэги: россия, организация, педагоги, школьники


30 мая Россия может обрести новую пионерскую организацию – «Юность России». Ностальгирующие по советскому прошлому педагоги в деле воссоздания пионерии рассчитывают на финансовую помощь государства, а взамен готовы оказывать власти идеологическую поддержку. О том, нужно ли российским школьникам воспитание с политическим подтекстом, «НГ» рассказала психолог, телевизионный консультант Ольга Маховская.

– Ольга Ивановна, готовы ли дети, в том числе младшие школьники, психологически воспринимать сложную политическую информацию?

– По сути, для идеологического воспитания детей главное не то, чтобы школьники, как попугаи, повторяли некие установленные формулы, а чтобы они знали своих лидеров в лицо, ориентировались на них, любили их. Грубо говоря, установка такая: «Я люблю страну, которую возглавляет господин П., потому что он самый лучший в мире». Такие формулы могут усвоить и малыши, к тому же это все очень легко можно перевести на какой-то другой язык, например, сказочных персонажей. Например, «я люблю Василису Прекрасную, потому что она самая мудрая на свете и говорит по-русски». Это такой простой логический ряд, который можно привить в качестве лозунга или установки на будущее и потом повторять на каком-то другой уровне. А как было в пионерские времена – когда проводили политинформации, чтобы информировать детей о политических событиях в мире, сформировать какие-то стойкие убеждения, – так не получится. Дети к этому мало проявляют интереса и мало чего понимают в политических событиях. Если есть умные наставники, то такого рода просвещение может, конечно, расширить кругозор и создать у детей представление о политике. Но, по-моему, этим должна заниматься семья. И очень важно, чтобы мировоззрение, которое формируется у ребенка в школе, не входило в противоречие с мировоззрением взрослых членов семьи. Когда идет идеологическая обработка в школе и родители не могут контролировать, что там происходит, – это очень серьезная опасность для общества. Иначе мы вырастим новых Павликов Морозовых.

– Нуждаются ли дети в каком-то воспитательном влиянии политических организаций? Нужен ли аналог советской пионерии в современной школе?

– Когда мне задают такой вопрос или спрашивают «нужна ли идеологическая обработка детей в школе?», я твердо отвечаю – нет. Вообще, вовлечение в разного рода массовые акции вызывает у меня настороженность. Любое массовое увлечение – как компьютерная зависимость, увлечение телевидением или такое явление, как политика, репрессирует индивидуальность ребенка. У детей индивидуальность подавить гораздо легче потому, что у них еще не сформирован самостоятельный взгляд на жизнь, еще нет защитных механизмов. В лучшем случае, ребенок, чтобы не участвовать в каких-то массовых кампаниях, может выключиться из общей среды, стать маргиналом. Но я думаю, лучше будет, если бы родители, зафиксировав введение какой-то идеологической обработки в школе, стали бы ей сопротивляться. У меня нет детей-школьников, но я бы сопротивлялась. Сегодня, кстати, есть еще одна важная особенность – социальное расслоение, которое будет мешать попыткам идеологизации воспитания. Сейчас у нас не советские времена, когда детская аудитория была приблизительно одинаковая. Сегодня может быть очень много неувязок, поскольку семьи разные по статусу, имущественному положению, и уже из семьи выносят разные социальные установки.

– Где сегодня дети получают некое представление о политике – в школе, от родителей, из СМИ?

– В основном из средств массовой информации, как правило, благодаря телевидению. Родители – это то, что мы называем горизонтальными социализаторами, то есть те, кто рядом. А телевидение – вертикальный социализатор, то, что сверху на всех распространяется. Поскольку родители сейчас бегают по работам, в том числе бабушки и дедушки, дети остаются один на один с теленянями. И все то, что школьники, даже самого маленького возраста, слушают, они усваивают напрямую. А телевидение у нас безответственное и профессионально неграмотное, просто потому, что оно у нас молодое. Вот пять детских каналов появилось только в прошлом году, но у них нет опыта, работают те же люди, которые делали криминальные хроники. Точно так же у нас, я убеждена, будет работать и политическое воспитание в школах – и методы неизвестны, и учителя перегружены. В итоге можно получить ребенка с рассогласованным и хаотичным сознанием, который сегодня в одном месте, завтра – в другом и зависим от любого авторитета, находящегося рядом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1759
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3725
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2781
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2269

Другие новости