30 мая Россия может обрести новую пионерскую организацию – «Юность России». Ностальгирующие по советскому прошлому педагоги в деле воссоздания пионерии рассчитывают на финансовую помощь государства, а взамен готовы оказывать власти идеологическую поддержку. О том, нужно ли российским школьникам воспитание с политическим подтекстом, «НГ» рассказала психолог, телевизионный консультант Ольга Маховская.
– Ольга Ивановна, готовы ли дети, в том числе младшие школьники, психологически воспринимать сложную политическую информацию?
– По сути, для идеологического воспитания детей главное не то, чтобы школьники, как попугаи, повторяли некие установленные формулы, а чтобы они знали своих лидеров в лицо, ориентировались на них, любили их. Грубо говоря, установка такая: «Я люблю страну, которую возглавляет господин П., потому что он самый лучший в мире». Такие формулы могут усвоить и малыши, к тому же это все очень легко можно перевести на какой-то другой язык, например, сказочных персонажей. Например, «я люблю Василису Прекрасную, потому что она самая мудрая на свете и говорит по-русски». Это такой простой логический ряд, который можно привить в качестве лозунга или установки на будущее и потом повторять на каком-то другой уровне. А как было в пионерские времена – когда проводили политинформации, чтобы информировать детей о политических событиях в мире, сформировать какие-то стойкие убеждения, – так не получится. Дети к этому мало проявляют интереса и мало чего понимают в политических событиях. Если есть умные наставники, то такого рода просвещение может, конечно, расширить кругозор и создать у детей представление о политике. Но, по-моему, этим должна заниматься семья. И очень важно, чтобы мировоззрение, которое формируется у ребенка в школе, не входило в противоречие с мировоззрением взрослых членов семьи. Когда идет идеологическая обработка в школе и родители не могут контролировать, что там происходит, – это очень серьезная опасность для общества. Иначе мы вырастим новых Павликов Морозовых.
– Нуждаются ли дети в каком-то воспитательном влиянии политических организаций? Нужен ли аналог советской пионерии в современной школе?
– Когда мне задают такой вопрос или спрашивают «нужна ли идеологическая обработка детей в школе?», я твердо отвечаю – нет. Вообще, вовлечение в разного рода массовые акции вызывает у меня настороженность. Любое массовое увлечение – как компьютерная зависимость, увлечение телевидением или такое явление, как политика, репрессирует индивидуальность ребенка. У детей индивидуальность подавить гораздо легче потому, что у них еще не сформирован самостоятельный взгляд на жизнь, еще нет защитных механизмов. В лучшем случае, ребенок, чтобы не участвовать в каких-то массовых кампаниях, может выключиться из общей среды, стать маргиналом. Но я думаю, лучше будет, если бы родители, зафиксировав введение какой-то идеологической обработки в школе, стали бы ей сопротивляться. У меня нет детей-школьников, но я бы сопротивлялась. Сегодня, кстати, есть еще одна важная особенность – социальное расслоение, которое будет мешать попыткам идеологизации воспитания. Сейчас у нас не советские времена, когда детская аудитория была приблизительно одинаковая. Сегодня может быть очень много неувязок, поскольку семьи разные по статусу, имущественному положению, и уже из семьи выносят разные социальные установки.
– Где сегодня дети получают некое представление о политике – в школе, от родителей, из СМИ?
– В основном из средств массовой информации, как правило, благодаря телевидению. Родители – это то, что мы называем горизонтальными социализаторами, то есть те, кто рядом. А телевидение – вертикальный социализатор, то, что сверху на всех распространяется. Поскольку родители сейчас бегают по работам, в том числе бабушки и дедушки, дети остаются один на один с теленянями. И все то, что школьники, даже самого маленького возраста, слушают, они усваивают напрямую. А телевидение у нас безответственное и профессионально неграмотное, просто потому, что оно у нас молодое. Вот пять детских каналов появилось только в прошлом году, но у них нет опыта, работают те же люди, которые делали криминальные хроники. Точно так же у нас, я убеждена, будет работать и политическое воспитание в школах – и методы неизвестны, и учителя перегружены. В итоге можно получить ребенка с рассогласованным и хаотичным сознанием, который сегодня в одном месте, завтра – в другом и зависим от любого авторитета, находящегося рядом.