Полученный секретарем ЦК КПРФ Вадимом Соловьевым ответ на запрос о соответствии законодательству новой редакции устава «Единой России» заставляет вспомнить бессмертную фразу из оруэлловского «Скотного двора» – «Все животные равны, но некоторые равнее других».
Напомним, 14 апреля съезд «Единой России» внес изменение в устав партии: «Председателем партии может быть избран гражданин РФ, не являющийся членом партии», – эта норма, внесенная в обновленный устав, позволила тогда еще президенту РФ Владимиру Путину возглавить партию, не вступая в ее ряды.
Росрегистрация никаких нарушений в новом уставе ЕР не обнаружила. Коммунисты обнаружили – и очевидные. В частности, пункт 4 статьи 25 закона о политических партиях прямо гласит, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов партии должны приниматься тайным голосованием, тогда как пункт 7.1.1 устава «Единой России» говорит о голосовании открытом. Усомнились представители КПРФ также в юридической чистоте пункта 7.1.2, разрешающего избирать председателя ЕР из числа граждан РФ, не являющихся членами партии. К тому же коммунистов смутила и скорость, с которой ФРС зарегистрировала указанные поправки: в тот же день, когда они были приняты, тогда как у других партий эта процедура занимает несколько недель, а то и месяцев.
«Когда в 2004 году мы вносили совсем незначительные поправки в устав КПРФ, – вспоминает Соловьев, – мы представили в Росрегистрацию около трех тысяч страниц документов. Была проведена проверка по всем нашим региональным организациям, как происходили конференции по отделениям, какие вопросы рассматривались, проверялось буквально все». По словам коммуниста, проверка предоставленных документов Росрегистрацией длилась около двух месяцев. И как после этого можно поверить в то, что в течение одной только ночи ФРС проверила все материалы по внесению изменений в устав ЕР?!
В присланном Соловьеву ответе ФРС ограничилась бюрократической казуистикой. «Регистрация новой редакции устава партии «Единая Россия» была осуществлена в соответствии с федеральным законом о политических партиях и административным регламентом ФРС», – столь коротко и предельно ясно отписался депутату председатель ФРС Сергей Васильев. Мол, сами все должны знать и понимать, кому вершки, а кому корешки.
Что же касается текста новой редакции устава ЕР, предоставить который попросил представитель КПРФ, то его ведомство проинформировало, что с ним можно ознакомиться на сайте Росрегистрации в интернете и присовокупило свой электронный адрес. В ответе ФРС, поясняет Соловьев, нет ни слова о том, почему все же два самых высших партийных поста «Единой России» – председателя партии и председателя высшего совета партии – не являются руководящими, и по этой причине голосование по кандидатурам на эти посты может проводиться не тайным, согласно закону о политических партиях, а открытым голосованием. И если они не относятся к представителям руководства ЕР, то на каком основании тогда им предоставлены столь широкие полномочия? К примеру, такие, как предлагать кандидатуры для избрания (назначения) на должности в руководящих и центральных органах партии, ее структурных подразделениях. Или же «приостанавливать полномочия членов руководящих и центральных органов партии, руководящих органов структурных подразделений».
История новейшей российской многопартийности знает только один пример такого же оперативного реагирования органов юстиции на партийные потребности: 19 декабря 1998 года Минюст буквально за несколько часов после подачи документов зарегистрировал устав лужковского «Отечества», которое в противном случае не смогло бы участвовать в парламентских выборах 1999 года. Примечательно, что и тогда, и сейчас предметом столь трогательной государственной заботы явилась именно партия власти. Интересно, много ли было шансов на подобную чуткость у любой другой организации?
Примеров же, когда партию возглавляет человек, не являющийся ее членом, мировая история не знает вовсе. Видимо, потому, что в условиях более или менее устойчивого функционирования государственного механизма (речь не идет даже о демократии как таковой) такая экзотика считается выходящей за рамки не только приличий, но и элементарного здравого смысла.
Впрочем, в обоих случаях единороссы воспользовались лазейками в законе, который действительно не оговаривает минимального срока, в течение которого госорганы должны рассмотреть поступившую заявку – речь обычно идет лишь о сроках максимальных. Нигде не сказано и о том, что партию может возглавлять только ее член – предполагается, что на этот счет других мнений быть не может.
Но вот для того, чтобы обойти противоречие между уставом ЕР и законом о политических партиях в вопросе о способе избрания партийного руководителя – тайным или открытым голосованием, – требуется поистине невероятная ловкость. Ведь данная норма специально вводилась для предотвращения ситуаций, когда выборы лишь называются выборами, а на самом деле являются их имитацией. Вообще-то когда эту норму готовили, имели в виду клиентелы наподобие ЛДПР. Но жириновцы данную преграду перемахнули безо всякого труда, а единороссы почему-то поленились. Потому и пришлось Росрегистрации продемонстрировать в ответе Соловьеву поистине оруэлловское мастерство стилистики. А теперь, после реорганизации в ряде министерств и ведомств, и вовсе взятки гладки. Когда «НГ» обратилась в ФРС за комментариями, руководитель управления по связи со СМИ Анастасия Буянова после короткой консультации с руководством сообщила буквально следующее:
– Функции по регистрации некоммерческих организаций, в том числе политических партий, согласно недавнему указу президента РФ были переданы Минюсту, и теперь мы не правомочны давать комментарии относительно бывшего нашего управления по работе с некоммерческими организациями, – вежливо, но твердо заявила сотрудница Росрегистрации.
– Но ведь ваша организация и ваши специалисты осуществляли проверку документов, предоставленных «Единой Россией», и ваши же люди готовили ответ на запрос Соловьева, – попыталась было переломить ситуацию корреспондент «НГ».
– Когда они были нашими людьми, они подготовили ответ и направили его в адрес депутата Соловьева. Теперь это управление передано Минюсту, и теперь мы неправомочны запрашивать у них информацию, обращайтесь со всеми вопросами туда, в министерство, – была непреклонна Буян.
Реакцию Минюста можно было предвидеть и безо всяких звонков в это ведомство. «У нас сейчас переходный период. От ФРС к нам перешел ряд функций, и никаких комментариев по их делам до передачи в Минюст мы давать не вправе, – сказала сотрудница ведомства, отказавшаяся официально представиться.
Правда, сами коммунисты не намерены опускать руки. «Мы надеемся дойти до Европейского суда, – сообщил «НГ» инициатор запроса Вадим Соловьев, – а пока тщательно изучаем все материалы дела
и готовим запрос в Генпрокуратуру.