Те меры, которые были предприняты по строительству государства, по укреплению государственных сцепок, на которых держится государство, вот эта вертикаль власти – безусловная удача, более того, это историческое по масштабам дело, которое удалось осуществить Путину и его команде.
Что касается того, что задумывалось, но не до конца было сделано, это то, что, несмотря на многочисленные разговоры о экономических программах, стратегии общенационального строительства так и не было выработано. Очевидно, что эта задача находится у государственников на задворках, периферии, заслоненная каждодневными делами. Она, к сожалению, не просматривается даже в тех трансформациях, что затеяны в виде национальных проектов и в виде отдельных реформ, коснувшихся той или иной ветви власти.
Олимпиада, которая пройдет в 2014 году и сыграет большую роль в объединении населения вокруг власти, даже она не представляется такой крупной задачей. Нужны мобилизующие всю страну идеи, и это должно быть предметом обсуждения между обществом и властью.
Это должна быть хорошо продуманная стратегия политических реформ. Пока нам удавались, и это была, безусловно, заслуга Путина, отдельные элементы этих реформ, но все вместе это пока не просматривается. Но такие цельные идеи не вырастают из повседневной практики, они нуждаются в серьезной теоретической работе. А все лидеры реагируют в основном на те вызовы, которые актуальны на сегодня, вместо того чтобы выстраивать долгосрочную стратегию на много лет вперед.
Выравнивание законодательства, приведение его в соответствие – это, безусловно, очень важные вещи. Это выработка неких правил игры, общих для всех, и для собирания государства эта юридическая правовая работа, которая, кстати, была проделана очень грамотно, с помощью полпредов, сыграла чрезвычайно важную роль.
Но проблема в том, что не все задачи еще решены. И дело не только в том, что наша страна сама по себе сложно составленная. Тут еще и наложились процессы, происходящие на глобальном уровне. Вообще системы управления стали достаточно сложными и многоплановыми. И в этих условиях невозможно управлять простыми методами, методами окрика или административного режима. В системе, в которой человеческий капитал является главной составляющей, требуются гораздо более тонкие механизмы управления.
И именно сейчас демократические процедуры, которые власти кажутся слишком сложными, заумными и которые она постоянно пытается сократить, пригодны для управления в сложных условиях, когда от поведения каждого члена зависит благополучие общества. Но эта тема демократизации, которая была так популярна в начале 90-х, сейчас почти сошла на нет. Это относится к политической науке и к тем дискуссиям, которые проходят в обществе, – людям стало казаться, что это исчерпанная тема. Но мы к этому придем, может, чуть-чуть попозже, когда начнем осознавать, что нельзя управлять обществом без самого общества. Не секрет, что за последнее десятилетие у нас произошло серьезное отчуждение людей от политики. Люди устали от политики, они перестали ею интересоваться. Многие даже неохотно ходят на выборы, не говоря о том, что они перестали читать политические разделы в газетах, смотреть новостные блоки в телевизионных программах. Эта массовая апатия политическая, которая тоже может стать серьезным вызовом в случае, допустим, неожиданной необходимости мобилизовать общество. Я вижу в этом очень серьезную проблему и вызов, который стоит перед следующим президентом.