На мой взгляд, вся эпоха Путина относительно делится на два очень разных периода. Первый ведет отсчет со времени теракта сентября 2001 года. Россия тогда сделала неожиданный для очень многих, в том числе и для российских чиновников, поворот в сторону Запада. Вспомните, Путин был первым лидером мира, позвонившим президенту США и заявившим, что Россия плечом к плечу с Америкой в борьбе против терроризма, что мы хорошо понимаем, что это за угроза. Многим тогда казалось, что Путин делает прозападные повороты. Я категорически с этим не согласен: президент делал исключительно пророссийский шаг, очень оправданный и определенный. Тогда прежде всего мы решали задачи собственной безопасности.
А потом после оранжевых революций мы сделали новый поворот, очень резкий, апофеозом которого явилась мюнхенская речь Путина. Мы вдруг резко повернули от курса на демократизацию к курсу на усиление роли государства, авторитарных тенденций и на поиски врагов на Западе. Этот второй период был ознаменован тем, что присутствовала попытка объяснить все наши проблемы вражеским окружением, пытающимся куда-то завлечь нашу страну и ослабить ее влияние в мировом пространстве. На мой взгляд, эта была не очень удачная попытка объяснить то, что объясняется прежде всего внутренними процессами. Которые мы не изучали и не хотели изучать в странах постсоветского пространства, а ведь это очень сложные и многогранные процессы.
Тот резкий поворот к авторитарности являлся свидетельством испуга перед ситуацией, мы просто испугались того, что эти изменения придут и к нам. Внутренние и политические процессы в постсоветских странах пришли к неприятию автократических, авторитарных тенденций намного раньше, чем здесь у нас в России. И наше руководство серьезно испугалось того, что мы можем быть поставлены в очередь. И одна из серьезных ошибок Путина в том, что он поверил в то, что извне такую революцию можно экспортировать. Мы все еще, на мой взгляд, находимся во втором историческом периоде, хотя уже и начинаем понимать, что он очень неконструктивен и непродуктивен.
Если говорить еще о каких-то отличительных чертах, которые можно отнести к характерным в путинский период, то очень многие справедливо отметят, что страна стала жить богаче, что у значительной части российских семей возрос доход. Хотя, как мне представляется, жизнь недопустимо большой части населения выглядит не жизнью, а борьбой за существование. И очень трудно объяснить, почему в стране, захлебывающейся от нефтедолларов, нельзя прожить на пенсию. Хотя мы все видим, что в Москве от машин, и очень дорогих и престижных машин, не протолкнешься, что в столице огромное количество магазинов, которые ломятся от товаров.
И это, естественно, записывают в достижения руководства, хотя дело здесь не в политике руководства, а в итогах фантастической конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей.
И вот тут бы я сказал о главных упущениях. Сейчас модно говорить о лихих 90-х, а я бы обозначил бездарно упущенные двухтысячные. У нас была уникальная возможность – практически не было внешних врагов, их и сейчас, кстати, пока нет, не было никаких серьезных угроз, был огромный профицит бюджета, на нас просто сыпались деньги... И как мы их использовали, а точнее, как мы их не использовали?! До каких уровней дошла коррупция и неэффективность государственного управления, наверное, в свое время будут так же снимать кино, как про лихие 90-е, только еще более впечатляющее.
Россией владеют и управляют чиновники. И чиновничий класс в стране намного превышает количество чиновников в Советском Союзе. Ведь начинал Путин с того, что говорил о сокращении бюрократического аппарата чиновников.
А сейчас все вылилось в абстрактные и безотносительные речи про то, что свобода лучше несвободы. И если посмотрите на относительно ранние послания Путина к Федеральному собранию, то вы практически найдете все, что сказал в инаугурационной речи Медведев. Сегодняшний президент почти дословно повторяет тезисы экс-президента. И четыре «и» Медведева – инфраструктура, инновации, инвестиции, институты – это приоритеты, которым он хочет отдавать основные усилия на начальном этапе своего президентства, они странно смотрятся в стране, где институты постоянно демонтировались, где полностью исчезло разделение властей, где абсолютно исчез независимый суд.
И мы становимся страной, с одной стороны, привлекательной для инвестиций, а с другой стороны, очень несимпатичной для контактов. Ненадежной.