«Религия у нас отделена от государства, но она не отделена от общества», – заявил еще в ноябре 2006 года президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Именно в контексте этой фразы руководство республики выстраивает отношения с основными конфессиями.
В республике две крупные религиозные общины – православная и мусульманская. Остальные либо микроскопические (буддисты), либо предпочитают ничего у власти не просить, как иудеи. Татарстан – самый северный форпост ислама в мире, и это накладывает свой отпечаток на взаимоотношения между местной властью и религией. Минтимер Шаймиев чувствует себя обязанным вести свой общественный контроль за мусульманской уммой (общиной), что он и делает. Так, в 1998 году под патронажем главы республики состоялся объединительный съезд мусульман Татарстана, который сместил независимого муфтия Габдуллу-хазрата Галлиуллина и избрал лояльного президенту Гусмана-хазрата Исхакова. Жителей республики не слишком удивило сообщение о том, что президент назначил имам-хатыба (настоятеля) открывшейся в Казанском кремле мечети Кул-Шариф.
Сам Шаймиев никогда на людях не показывает свои религиозные чувства и публично не принимает участия в отправлении религиозных обрядов. Как утверждает бывший пресс-секретарь президента Ирек Муртазин, «Минтимер Шаймиев не религиозен». Воспитанный на коммунистических идеалах, он остается атеистом. И довольно иронично относится к тем, кто еще недавно на партсобраниях клеймил «опиум для народа», а сегодня замаливает грехи в церквах да мечетях. Потому окружение Шаймиева старается не светить своей религиозностью.
Шаймиев не вмешивается в дела православной общины, но проявляет старательное участие, когда речь идет о важных для республики и Православной церкви делах. Например, таких, как возвращение в Казань из Ватикана чудотворной иконы Казанской Божьей Матери или устройство семинарии для девочек. Местные чиновники принимали участие в восстановлении «парадного» Раифского монастыря под Казанью. Шаймиев позаботился о восстановлении Благовещенского собора в Казанском кремле и вернул остров-град Свияжск Православной церкви.
Но в республике до сих пор происходят и такие явления, как устройство Музея татарской государственности в здании, некогда принадлежавшем Православной церкви. Или упорное нежелание чиновников возвращать епархии Богоявленскую колокольню, мотивируемое тем, что звон колоколов будет мешать казанцам.
В Татарстане сложилась серьезная диспропорция – количество мечетей превышает число православных церквей в 10 раз и перевалило за 1500. В большинстве своем мечети стоят пустыми, их просто некому посещать. По свидетельству заместителя муфтия Валиуллы-хазрата Якупова, в республике только «8% практикующих мусульман, то есть тех, кто читает пятикратный намаз, держит уразу и так далее. В некоторых местах Татарстана ислам присутствует чисто номинально».
Казань