О взаимоотношениях губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и религиозных деятелей лучше всего говорит следующий факт: десять лет назад Патриарх Алексий II наградил его Орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
В поздравительном адресе глава православной церкви в числе прочих заслуг губернатора отметил и такую: преодолев сопротивление противников, Россель принял закон «О миссионерской деятельности на территории Свердловской области», в котором, не дожидаясь решения на федеральном уровне, определил список традиционных конфессий.
Естественно, на первом месте стояла Русская Православная Церковь, заслуги перед которой, по мнению Алексия II, у губернатора неоспоримы: еще в начале 90-х он помог вернуть Церкви ряд храмов, монастырей и реликвий. Чуть позднее он развернул грандиозные работы по восстановлению
Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, приобрел комплект колоколов для Крестовоздвиженского собора, возвел Храм-на-Крови на месте расстрела царской семьи.
Тем не менее, не забывает губернатор и про другие конфессии: в Екатеринбурге построена синагога, начато возведение соборной мечети, в 90-е годы возобновил работу костел, открытый более 130 лет назад. Безусловно, тут заслуга не одного губернатора: синагога построена на деньги жертвователей, Храм–на–Крови возвели за счет промышленных предприятий, но главным движителем проектов, безусловно, был Россель, который не устает везде повторять: «У нас нет конфликтов на религиозной почве».
Чем руководствовался губернатор, затевая грандиозные стройки, сказать сложно. Нельзя исключать, что и амбициями, поскольку его идея сделать Верхотурье паломническим центром верующих и туристов критиковалась с самого начала, а масштаб Храма-на-Крови вызывал раздражение у финансировавших проект коммерсантов. Стремление же потом поставить грандиозное сооружение на баланс области и вовсе вызвало непонимание у депутатов областной Думы.
В начале 90-х губернатора можно было увидеть на богослужении в церкви, а в 1997 году он обязал чиновников посетить в Рождество Христово больницы, интернаты, дома старчества, организовав таким образом дни милосердия. Но при этом надо помнить, что в то время богослужения посещали все члены правительства во главе с президентом Борисом Ельциным. Россель всегда был чутким администратором и гибким политиком, поэтому трудно поверить в то, что он по-настоящему верующий человек.
О существовании сект на Урале жители области узнают в основном от руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии Владимира Зайцева. Их количество, по разным оценкам, колеблется от ста до трехсот. Наиболее крупными, по словам иерея, являются секты «Свидетели Иеговы», пятидесятники, кришнаиты, «Британские жертвы абортов» и некоторые другие. Сектантов в Свердловской области, возможно, значительно больше 30 тыс.
Муфтий Хазрат Сибагатулла Хаджи неоднократно обращал внимание властей на активизацию на Урале ваххабитов, а также появление одной из турецких сект, нацеленной на детей. Политики отмечали мощное влияние мунитов, сайентологов и других религиозных объединений на севере области. Сектанты, по их словам, воздействуют на молодых людей, призывая по религиозным мотивам не служить в армии. Архиепископ Викентий как-то сравнил секты с разведывательными организациями, указав на то, что они более активны в закрытых городах стратегического значения.
Власти реагируют на деятельность сект по-разному. Иногда утверждают, что закон не позволяет бороться с ними. Иногда сотрудничают с сектантами. Например, в городе Арамиль представители религиозной организации «Новая жизнь» предложили местной администрации отреставрировать детский приют, пообещав не вести пропаганды среди его обитателей. Мэрия согласилась. Вмешался Владимир Зайцев, который убедил мэра в опасности, исходящей от сектантов из «Новой жизни» для неокрепших детских умов. Реставраторов попросили удалиться, и ремонт в приюте так и не завершили.
Кстати, не так давно Екатеринбургская епархия обвинила в сотрудничестве с сектой Муна министерство социальной защиты населения Свердловской области. Дело в том, что чиновники помогали определить детей, которым организация «Женщины за мир во всем мире» оказывали помощь в рамках проекта «День Знаний – 2006».
Борьба с сектами иногда приводит к курьезам. Несколько лет назад местного политика Александра Рявкина зачислили в сектанты, потому что до создания сетевой партии он был среди руководителей Общероссийского благотворительного фонда содействия защите материнства и детства «МАМА», который противники политика причислили к секте проповедника Муна.
Екатеринбург