В настоящее время о коррупции известно практически все. Есть данные о степени коррумпированности разных стран, об объемах средств, затраченных на взятки. Разрабатываются законы, преследующие участников коррупции. Законы по борьбе с коррупцией можно использовать, чтобы можно было «подставить» человека и силами антикоррупционных органов устранить такого, не вписавшегося в круговую поруку чиновничества. Потому никто из чиновников не станет говорить о причинах и устранять причины возникновения коррупции.
Большинство чиновников в России относятся к трем категориям:
– Чиновник, разрешающий то, что не запрещено. Нам приходится платить ему взятки для ускорения получения разрешений на то, что не запрещено Конституцией РФ.
– Чиновник проверяющий. Такому чиновнику не несут взяток, если у вас не истек срок действия разрешения на то, что не запрещено.
– Чиновник, кормилец чиновников. Этот чиновник должен предусмотреть такую сложность при получении разрешений, чтобы лица, рискнувшие получить разрешение, и лица, действующие без получения разрешения на то, что не запрещено, приносили одинаковую сумму взяток чиновникам, выдающим разрешения, и чиновникам проверяющим.
Уж очень стройная система, и не верится, что такое возможно в России. Признавая за чиновничеством права не отказываться от подношений (мы все склонны давать и получать «чаевые», и это нормально!), не следует мириться с увеличением численности чиновничества, которое мешает развитию экономики. Представляется целесообразным создать условия для сокращения численности чиновников перечисленных выше трех категорий. КС РФ, к примеру, в состоянии запретить выпускать законы разрешительного характера. Все, что можно, уже разрешено Конституцией.
Кроме того, необходимость получения разрешений на то, что не запрещено, попадает под понятие «навязанная услуга» в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» и должно быть исключено из практики предоставления услуг.
Созданная разрешительными законами инфраструктура мздоимства отбирает у населения и предприятий средства не в бюджет. Однако есть способы оценок объема ущерба. А ущерб должен быть возмещен законодателями и теми, кто проверял и утвердил разрешительный закон или подзаконный акт!
В итоге после окончания практики выпуска разрешительных законов объем подношений чиновникам сократится. Руководителю департамента того или иного ведомства перестанет поступать часть подношений, собираемых младшими чиновниками этого департамента, а значит, ему нечего будет транслировать наверх.
На каждом уровне иерархии руководители будут рассуждать на тему: тратить ли фонд оплаты труда на сотрудников, которые перестали приносить «доход» в виде части взяток, или присовокупить часть их фонда оплаты труда к своему окладу? Последнее выгоднее.
Есть уверенность, что статья расхода из бюджета на содержание чиновников быстро сократится почти в шесть раз, а миллионы неглупых людей займутся производством дополнительных товаров и услуг.═
═
P.S.
Трудно ожидать от чиновников инициативы в устранении причин коррупции, с учетом необходимости иметь орган по борьбе с неугодными сотрудниками. Президент не выпустит указ о запрете разрешительных законов. Он в очень большой степени зависит от чиновников нижнего уровня, и потому (а может, потому, что) управляется ими.
Чиновники нижние (например, в Конституционном суде РФ, тоже не свободны, ибо связаны круговой порукой. Какой? Была бы Конституция РФ однозначно сформулирована – не потребовались бы толкователи «снов»! Члены Конституционного суда обязаны своими рабочими местами законодателям, которые придумали такую Конституцию РФ, которая требует «толкователей снов» и в таком количестве, что здания Синода и Сената в Санкт-Петербурге им мало для своего размещения и они выторговали себе площади еще и в Москве!