Традиционного для путинского правления разделения элиты на силовиков и политиков в Татарстане нет. В республике элита едина – это сам президент Татарстана Минтимер Шаймиев и группа приближенных к нему лиц. По мнению доктора социологических наук Александра Салагаева, «ядром политической и экономической элиты Татарстана является группа Шаймиева, главной целью которой является удержание под полным контролем основных сфер жизни республики для извлечения максимальной «статусной ренты», то есть личного присвоения всех выгод от нахождения у власти».
Правоохранительные органы Татарстана, как и все государственные и общественные институты республики, находятся под жестким контролем президента. Они абсолютно лояльны Шаймиеву и никогда не выступают против него. Достаточно сказать, что республиканское МВД возглавляет бывший телохранитель президента Асгат Сафаров, который с 1991 года входит в ближайшее окружение Шаймиева и обязан последнему всем.
Генерал-лейтенант Сафаров занял кресло министра внутренних дел летом 1998 года, после скандала, известного как «бунт на коленях». Тогда некоторые депутаты местного парламента и небольшая часть чиновников осмелились поддержать на выборах председателя Госсовета республики не ту кандидатуру, что предлагал президент. Бунт был немедленно подавлен. Главы администраций некоторых районов лишились своих постов, а несколько депутатов потеряли полномочия. Были уволены «проморгавшие» «заговор» руководитель аппарата президента и глава МВД Искандер Галимов, который был вынужден покинуть республику вместе с несостоявшимся спикером парламента Татарстана. После чего не пожелавший более рисковать Шаймиев предпочел поставить у руля республиканского МВД своего телохранителя Асгата Сафарова, человека полностью лояльного и зависимого от него самого.
Правоохранительные органы зорко присматривают за ситуацией в Татарстане. В республике нет политической оппозиции в привычном смысле этого слова. Минтимер Шаймиев добился ее полного устранения и с издевкой называет местную оппозицию «диванной». В Татарстане существуют только мелкие и разрозненные оппозиционные группы, называющие себя партиями или движениями, но их голос почти не слышен. Они нигде не представлены, их лидеры не обладают никаким влиянием.
Пожалуй, самым заметным и нелепым явлением на политической арене Татарстана стал бывший депутат Госдумы Сергей Шашурин, дважды судимый в советское время за хулиганство. Шашурин постоянно обвинял высших чиновников Татарстана в особо тяжких преступлениях. Например, он заявлял, что руководство МВД причастно к убийству директора ОАО «КамАЗ-Металлургия» Виктора Фабера, виновно в многочисленных хищениях и связано с организованной преступностью. Шашурин рассказывал, что заместители Сафарова устраивали покушения на него, что лидер ОПГ «Хади Такташ» Радик Галиакберов, приговоренный к пожизненному заключению, жил на даче министра внутренних дел. В итоге в 2003 году при попытке переизбраться в Госдуму Шашурина сняли с выборов за подкуп избирателей. Он якобы раздавал пенсионеркам продукты. Затем последовали обвинение в хищении 37 млн. руб., суд и новое для Сергея Шашурина заключение.
Казань
Страна партийная
- Самарские политики от тюрьмы не зарекаются
- За новосибирские тарифы ответит пенсионер
- Красноярские правоохранители ударились в лоббизм
- Иркутская элита давно под колпаком
- Шанцев прокурора не обидит
- Чиновники встретились на зоне
- Калининградский редактор избил взвод омоновцев
- Ростислав Туровский: "Вертикаль власти всех помирила"