Как и по всей стране, новосибирские силовые структуры регулярно демонстрируют успехи в борьбе с коррупцией. Последние несколько лет стали урожайными на уголовные дела против высших чиновников и руководителей муниципалитетов, хотя в последние месяцы выдалось некоторое затишье.
Сейчас одновременно существуют два уголовных дела в отношении двух вице-губернаторов (одного действующего и одного ушедшего на пенсию). Замглавы администрации области по сельскому хозяйству Виктор Гергерт подозревается в превышении должностных полномочий: грубо говоря, за его подписью был выдан кредит тем молодым семьям, которые на этот кредит по закону не могли рассчитывать. За чиновника публично вступались и депутаты облсовета, и даже губернатор Виктор Толоконский: они указывали на то, что дело против Гергерта – скорее недоразумение и результат нестыковки федеральных и местных законов. Представители прокуратуры, соглашаясь, кивали головой – однако о прекращении уголовного дела ничего не сообщалось.
При этом прокуратура по отношению к обладминистрации ведет себя очень корректно. Скажем, уголовное дело против вице-губернатора Валентина Шаталова, курировавшего ЖКХ, было возбуждено еще несколько месяцев назад, а вот обвинение ему было предъявлено относительно недавно – буквально через несколько дней после того, как Валентин Шаталов ушел на пенсию. Его обвиняют в том, что в свое время в Новосибирской области жилищно-коммунальные тарифы выросли гораздо больше, чем это устанавливалось федеральным Центром. Всем было понятно, что идеологом повышения был губернатор, но его фамилия в деле не фигурировала.
А вот в отношении руководителей муниципальных районов дела не только возбуждаются, но и нередко доводятся до суда. Бывают и обратные случаи: еще два года назад было возбуждено уголовное дело против главы администрации Мошковского района Евгения Головина. Расследование длилось долго, Головина отстранили от должности, но дело рассыпалось. К тому же в Мошковском районе к тому времени уже давно сменился глава.
«Возможно, все эти истории – результат кампанейщины, которой увлекаются наши правоохранительные органы, – считает политолог Дмитрий Пучкин. – Им дается установка усилить борьбу в том или ином направлении, и это направление усиливается».
Есть и другие мнения. Как считает второй секретарь обкома КПРФ, депутат облсовета Вадим Агеенко, возбуждение уголовных дел против руководителей муниципальных образований – один из надежных рычагов влияния на них. Конечно, самый надежный инструмент – это финансовая зависимость муниципальных образований от областного центра, но он иногда не срабатывает.
Правоохранительные органы тему конфликтов с представителями власти не акцентируют никогда. «Скорее, возбуждением дел и вынесением протестов правоохранительные органы предостерегают чиновников от каких-то поступков, связанных с формальным нарушением закона», – считает политолог Владимир Леонтьев.
Зато громкие конфликты время от времени возникают между разными службами силовиков. Так, в 2007 году развернулась информационная война между прокуратурой и ГИБДД: ведомства выносили на суд публики факты, выставляющие друг друга в неприглядном свете. А недавно представители Западно-Сибирской транспортной прокуратуры обвинили некоторых сотрудников таможни в том, что те были учредителями ряда организаций – и этим организациям проходить таможенный контроль было много проще.
Новосибирск
Страна партийная
- Самарские политики от тюрьмы не зарекаются
- Красноярские правоохранители ударились в лоббизм
- В Татарстане есть только один начальник
- Иркутская элита давно под колпаком
- Шанцев прокурора не обидит
- Чиновники встретились на зоне
- Калининградский редактор избил взвод омоновцев
- Ростислав Туровский: "Вертикаль власти всех помирила"