Когда некоторое время назад в нашей стране правящей была всего одна партия, все были уверены, что это нормально. Ну в самом деле, если партии две, то какую-то из них неизбежно придется считать второй, а отсюда уже недалеко и до звания второсортной. То есть люди, которые в ней должны будут состоять, априори станут чувствовать себя обиженными, а стало быть, и настоящей верности режиму от них не жди. Поэтому в Советском Союзе, а речь идет именно об этом государстве, всегда с некоторой жалостью относились к так называемым «странам народной демократии» – своим восточноевропейским сателлитам. Подразумевалось, что и демократия в них какая-то ненастоящая, и сами они какие-то ненатуральные. Что, впрочем, впоследствии блестяще и подтвердилось: демократия по советскому образцу у них действительно так и не сложилась, да и из-под советского влияния они очень быстро убежали.
Но зато в бывшем Советском Союзе почти все его составные части сами моментально превратились в такие же страны народной демократии. И Россия участи сей в конце концов тоже не избежала, хотя и держалась дольше других. Партии власти в ней, конечно, постоянно менялись – по сути и по названиям, но они всегда существовали в одиночестве. Но вот пару лет назад вдруг оказалось, что «народная демократия» в России, может быть, уже и наступила. Владимир Путин внезапно объявил, что он поддерживает появление в России новой левой партии, которая вскоре была названа «Справедливая Россия». Ее возглавил преданный ему лично человек – спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
С ЛЕВОЙ НОГИ ИЛИ РУКИ?
«Справедливая Россия» изначально была заявлена как левая партия, но современная и, в отличие от КПРФ, «актуальная». В народе заговорили, что власть наконец-то устала стоять на одной ноге, более того, поняла, что без двух ног и ходить нормально невозможно. Злые языки, правда, тут же принялись острить. Поскольку первая нога – «Единая Россия» – предназначенной для ходьбы никогда не выглядела, то и вторую стали называть не ногой, а тем местом, откуда она растет, то есть, грубо говоря, но мягко выражаясь, ягодицей. А как известно, на двух ягодицах сидеть гораздо удобнее, чем на одной. И взаимоотношения этих двух партий, с самого начала не сложившиеся, никак не способствовали тому, чтобы их признавать ногами. Поэтому у тех, кто не готов был рассуждать о той части властного тела, которое расположено ниже спины, но в то же время не хотел, чтобы их зачислили в апологеты режима, стали рождаться другие ассоциации.
И их тоже следует признать полностью относящимися к действительности. ЕР и СР, согласно этому новому взгляду, стали называть правой и левой руками власти. На самом деле это описание является весьма многозначительным. Тут можно усмотреть отсылы и к большим возможностям правящего класса обеими руками держать народ в узде, и к более логичной схеме набивания карманов народным добром. Ну ведь правда, неудобно же правой рукой класть людскую благодарность в левый карман – и наоборот. А если в работе есть сразу две руки, то и дело идет более споро. Кроме того, не стоит забывать, что именно обеими руками опытный фокусник дурит публике головы – пока одна, положим, крутится у зрителя перед глазами, именно другая незаметно и тасует карты как надо. Вы, конечно, скажете, что если сравнение с ногами признано некорректным: дескать, ведь одна нога с другой конфликтовать не может, то, значит, и с руками эти две партии сравнивать нельзя. И ошибетесь, ведь недаром на Руси есть специальная «ручная» народная мудрость: мол, правая рука не ведает, что левая творит.
Но, в общем, отметим, что не имеет большого значения, каким органом тела считать «Справедливую Россию». Важно другое: с самого начала своего возникновения «Справедливая Россия» вызывала определенные подозрения. Всегда в ней чувствовался второй смысл и потайное дно.
ПАРТИЯ ТРОЯНСКОГО КОНЯ
Как известно, термином «троянский конь» называют такие предметы и явления, которые, на первый взгляд никаких сомнений в своей органичности не вызывая, впоследствии оказываются не тем, чем изначально казались. Так вот, «Справедливая Россия» – это «троянский конь» в квадрате, если не в кубе. Смотрите сами. Создается она явно для того, чтобы заменить собой КПРФ и подмять под себя весь левый фланг. Ее лидер пиарит именно такую задачу, но получается, что от появления еще одной как бы партии власти начинает в первую очередь страдать первая – «Единая Россия». И мартовские региональные выборы 2007 года блестяще демонстрируют, что именно такую главную задачу и ставят перед эсэрами их кремлевские спонсоры и вдохновители. Потом единороссов несколько раз специально подставляют под то, чтобы сделать явную глупость – например, отменить красное Знамя Победы. И тут снова мироновцы оказываются верхом на своем «троянском коне» и доблестно почти уже исправляют глупость медведей, но тут вмешивается Путин и разводит всех по своим углам.
Дальше же начинают происходить еще более интересные дела. Получается, что внутри «троянского коня» – «Справедливой России» в целом – есть свой маленький «троянский жеребенок». Но он вырастает в настоящего тяжеловоза, как только подходит время выборов в Государственную Думу. Теперь эсэрам уже не до того, чтобы надувать щеки и обещать заменить со временем ЕР у подножья трона. Ведь один из трех прародителей СР – Партия пенсионеров – фактически дезавуирует согласованный союз. «Пенсионеры» целыми колоннами выходят из рядов и призывают партию Миронова самоликвидироваться. Как оказалось, Владислав Сурков, который, как это всем было известно, с самого начала был против создания СР, – это просто какой-то настоящий китаец, которому его древние философы всегда советовали не суетиться зря, а просто ждать, когда по Хуанхэ проплывет труп врага. Стало понятно, что Сурков вовсе не упустил мартовские выборы, он просто заманил противника в засаду, заставил его потерять бдительность. И вот в середине думской кампании все уже уверены в том, что на Охотном Ряду эсэров теперь не увидать. Но тут на ринг снова выходит Путин – и опять говорит «брэк».
Фракция «Справедливая Россия» в новой Думе все-таки появилась. Но посмотрите на ее состав – разве чуть ли не каждый второй из ее депутатов не есть своего рода «троянский коник»?! Ведь в этой фракции в основном очутились такие политики, которые уже где-то были и даже боролись там друг с другом. Теперь же они стали коллегами, но вот вопрос – надолго ли? И не станут ли уже они скоро взрывать приютившую их из милости партию в том случае, если их собственные интересы разойдутся с партийными. А впрочем, долго ждать ответа на этот вопрос не надо. Новые «троянские кони» в рядах эсэров уже начали действовать. Как вам конфликт Александра Бабакова и Николая Левичева за лидерство во фракции? Левичев, конечно, победил, но поле боя, как при Бородино, похоже, осталось за Бабаковым. И вот кремлевские недоброжелатели Сергея Миронова, исчерпавшие до дна подрывные способности «пенсионеров», теперь мастерят бомбу из этого вице-спикера. Вы увидите, что рванет она уже скоро.
И вот тут необходимо вернуться к началу – к советским временам и странам «народной демократии». В каждой из них была одна главная партия, а остальные – на вторых ролях, однако, когда наступил кризис, именно второсортные первыми и отказались поддерживать режим. Видать, и вправду говорят, что нынешние товарищи в Кремле, которые так упорно лепят партию власти второй свежести, советский период истории России и окружавшего ее мира считают неактуальным.