А вот и не угадали все те, кто утверждал, что бездельничанье новых депутатов – это не вина их, а беда. Мол, ответственные люди из правительства и администрации президента заняты сейчас собственными делами – пересаживаниями и перепрыгиваниями с одной должности на другую, а потому им и не до Думы. Так что якобы ходят думцы и просят – разрешите же поработать, дайте законы попринимать. А им в ответ – отстаньте и не мешайте серьезным людям делать свои серьезные дела. Дескать, придет нужное время и тогда вам скажут, чем надо заняться. Однако действительность оказалась несколько иной. Все-таки, как стало понятно, наши депутаты сами виноваты в том, что уже два с лишним месяца они получают большую зарплату, ничего полезного для нас практически не делая.
Конечно, высокопоставленные чины на самом деле заняты сейчас в основном собственным будущим. И, конечно, пока не успокоится кадровое море, взволнованное выборами нового президента, ни один из них не захочет брать на себя ответственность за решение даже самых важных вопросов. А для не очень важных начальству, как известно, всегда недосуг. Но все же если бы думцы – прежде всего, конечно, из «Единой России» – выдвинули жесткое требование: хотим, мол, принимать законы, пусть незначительные, но все равно нужные стране и ее народу, исполнительной власти пришлось бы пойти им навстречу. Однако думские медведи, как оказалось, занялись более интересным делом. Они составили обширный список тех депутатов, которых вполне можно было бы назначить министрами, губернаторами, высокопоставленными сотрудниками администрации президента и так далее. Да не просто составили, а еще и почему-то отправили его наверх – и после всей этой активной суеты вдруг очень сильно испугались, а от испуга этого даже присели. Потому что сообразили, что сотворили что-то неправильное, потому что полезли вперед батьки в пекло: осмелились подсказать вышестоящему руководителю варианты решений самого любимого им кроссворда – кадрового.
Любопытно то, что первоначально информация о кадровых потугах единороссов пришла из-за кирпичной стены. Именно деятели из администрации президента с усмешкой сообщили о том, что вот «Единая Россия» взяла и решилась на неслыханное. Попытка проверить эту информацию у самих медведей усилиями штатных думских корреспондентов «НГ» успехом не увенчалась. Даже под страхом увольнения без компенсации отпускных они не смогли заставить хотя бы одного думца всего лишь кивнуть в ответ на главный вопрос – был список или нет. Единственное, что вроде бы стало понятным: лидер ЕР Борис Грызлов здесь ни при чем. Была получена и легкая наводка на то, где искать настоящих авторов политической дерзости единороссов, – в партийном аппарате, ведомом секретарем генсовета Вячеславом Володиным. Но туда газетных сыскарей и на пушечный выстрел не подпустили. Вот поэтому и пришлось подключить к решению этой тупиковой проблемы вашего обозревателя, обыкновенно не тратящего времени на поиск таких незначительных сведений. Но, к сожалению, и его ждало горькое разочарование.
Никаких подробностей о списке претендентов на руководящие должности в стране, предъявленном «Единой Россией» в качестве оплаты за правильное политическое поведение в последние полгода, узнать так и не удалось. Но зато психологический портрет высокопоставленного деятеля той партии, которая вроде бы так успешно провела подряд две блистательные избирательные кампании, стал совершенно понятен. Пресловутый «ужас, летящий на крыльях ночи» – это просто пустяки по сравнению с тем, что сейчас переживает эта категория думцев. А ведь многие из них долго добивались, чтобы их обязательно включили в текст кадровой инициативы ЕР. И вот теперь победительная эйфория прошла, и пришло понимание сделанной и, судя по всему, никак не поправимой ошибки. Ведь всем известно, что наш президент Путин, который сейчас как раз и занимается рассаживанием верных людей не только по мягким креслам, удобным стульям и устойчивым табуреткам, но даже и по узким лавочкам и жестким скамеечкам, очень сильно не любит, когда в этом трудном деле ему кто-то начинает мешаться. И закрутились в мозгах пришедших в себя единороссов воспоминания о том, что к слову «списки» есть определения не только типа «наградные», «кандидатские» или «членов совета директоров». А, например, и такого рода – «расстрельные» или даже «проскрипционные». А кто пообразованнее, тот вспомнил и о таком древнеримском обычае, позже реанимированном коммунистами советских времен, как децимация. А ведь в пресловутый список, по слухам, как раз и занесена примерно десятая часть всех думских единороссов. И испугались они чуть ли не до полного помертвения.
Поэтому почти все разговоры с охотнорядскими медведями проходят примерно по одной схем. Ты ему: «Здрасьте, Депутат Депутатович, а вот как вы прокомментируете то-то и то-то?» А он тебе в ответ: «Мне партия не поручала это комментировать». Ты заходишь с другой стороны: «Нам очень важно знать ваше личное мнение по этой проблеме». Но человек колоться не хочет: «Нет у меня тут никакого личного мнения, я занимаюсь другими делами, так что брось свои подходы – не буду я ничего комментировать». Но суровость тут же сменяется на свою противоположность, когда говоришь ему – мол, тогда и напишем об именно вашем отказе. И тут уже депутат начинает тебя упрашивать не возводить на него напраслину.
А некоторые члены фракции ЕР вообще дошли до полной хлестаковщины. Попробуешь у такого узнать его собственное мнение о проблеме, положим, непризнанных республик, а он возьми и заяви – ничего, дескать, говорить не могу, потому что еще в 1992 году указом Бориса Ельцина назначен спецуполномоченным по урегулированию приднестровского конфликта. Так что, мол, если какую-то точку зрения выскажу, то все молдавские гастарбайтеры тут же из Москвы и прочих мест побегут. И будет тем самым нанесен непоправимый урон российской экономике. Иными словами, прямо намекает – отстань и глупости не спрашивай.
И вообще общение единороссов с прессой сокращено уже просто до неприличного минимума. Лидер партии и Думы выходит к журналистам пару раз за неделю – и даже его разнообразные заявления по поводу и без повода почти перестали распространяться в информационные агентства. Второй по значимости партийный деятель – секретарь генсовета ЕР Вячеслав Володин – тоже ушел «под воду». Сначала из-за того, что загружен работой в ходе думских выборов, потом был облечен ответственностью за пребывание в предвыборном штабе Дмитрия Медведева, а теперь, вероятно, потому, что просто опасается сказать чего-нибудь лишнего.
Таким образом это нежелание общаться и спускается дальше, по нисходящей линии, хотя на нижних «медвежьих» этажах уже можно получить какое-то объяснение всеобщему молчанию. И, надо сказать, оно является красноречиво убедительным: «присевшему на корточки голову меч не сечет».